Как отреставрировать деревянную кровать??

Реставрация мебели своими руками – это не только увлекательно. И не столько. Один из главных принципов идеологии потребительского общества выражается очень просто: 1,7-2,5 гарантийных срока, и на свалку. Оборот, занятость. Ах да, экология. То есть, не свалка, а утилизация. Что еще некоторое количество оборота и занятости. А рядовому потребителю, ради которого вроде все и крутится – покупай, покупай, покупай! Денег нет – кредитуйся, кредитуйся, кредитуйся! От 1/3 до 3/4, по разным оценкам, интеллектуального потенциала разработчиков в мире трудится неустанно ради того, чтобы вещь, не дай босс, не прослужила слишком долго. И мебели это тоже касается.

Старые же мастера-мебельщики работали, зная, что вещь покупается на поколения. Их эстетика и художественный вкус отрабатывались столетиями и поэтому органически принимают в себя и веяния современности. Потому и старая мебель стремительно растет в цене. Обновить старую мебель – не только сэкономить много денег и придать изысканность жилищу. В мебели прочно держится связь времен, и в отношениях людей, окруженных возрожденной мебелью, психологи отмечают на порядок меньше проблем, чем у любителей регулярно обновляться.

О душе мастера

Каждый мастер вкладывает в свои изделия частичку души – это не метафора. Формой, фактурой, рельефом, рисунком своих изделий толковый мастер что-то да говорит, что-то да выражает. Он не бука и не ригорист; в наши дни он нашел бы достойное применение и декупажу, и акрилу с силиконом, и граффити из баллончика. Но, прежде чем браться за обновление мебели с декорированием, спросите себя: а насколько вы понимаете этот язык? Что он хотел сказать? Уместно ли будет ваше к этому дополнение?

Внимание – раз!

Прежде всего нужно разобраться, а не попал ли к вам антиквариат? Тогда – НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ ДО ЕГО ОЦЕНКИ. Музеи и коллекционеры поручают реставрацию только доверенным мастерам, и любая самодеятельность дилетантов снижает стоимость вещи в десятки, сотни раз, вплоть до нуля.

Как определить, не портя предмет, антикварная мебель это или нет? По трем признакам: клеймо, углы, размеры крепежа. Очень важно: снимать крепежные детали нужно отверткой под шлиц, не слишком узкой или широкой, с ровным, но со слегка слизанными углами жалом. Его дополнительно нужно обернуть алюминиевой фольгой, чтобы не поцарапать патину на металле, это тоже резко снижает ценность.

Прежде всего вынимаем все ящики и осматриваем их углы. Скругленность без задиров – признак старины. Теперь ищем клейма.

Клеймо нужно искать на задней стенке, исподе столешницы и днище. Пыль и паутину аккуратно снимают мягкой кистью или пылесосом. Если виден хоть кусочек старого клейма, идем дальше. Проверяем также ящики – есть клейма на их днищах, и они совпадают с основным – повезло, уже можно звать оценщика.

Крепеж – винты, шурупы, уголки – внимательно осматриваем. Резьба нестандартная, шаг и профиль плавают – значит, старая; нарезалась вручную или на примитивном станке с ножным или лучковым приводом.

Также промеряем штангелем диаметры тел винтов и толщину металла уголков. Крепеж машинного изготовления будет один-в-один, а старый, ручной работы, вряд ли будет выдержан с точностью выше 0,2-0,25 мм.

Внимание – два!

Случай из жизни – умерла бабушка; решили избавиться от ее старого мебельного гарнитура. Явно не антикварного, советского, из ДВП. Хозяин подумал: а ведь самоклейки тогда не было? Чем же тогда эта мебель отфанерована? Почистили кусочек, как описано далее. Оказалось – снаружи ценнейший шпон карельской березы, а изнутри – тоже очень ценный «белого кубинского кедра», альбинии, из которого делают хумидоры, сигарные ящики.

Тогда мебель разобрали на пласти (щиты), смывкой СМ-1 сняли лак. Затем, подогревая бытовым феном, приостенным широким шпателем, не дыша, отделили листы шпона. Остатки клея отлично сняла та же СМ-1. После этого шпон сбрызнули из пульверизатора и высушили под гнетом, проложив чисто белой плотной туалетной бумагой.

Далее месяца три ушло на поиски непосредственного добросовестного покупателя: как оказалось, вокруг старой мебели перекупщиков роится что мух на бойне. Но! В итоге вырученной только за шпон суммы с большой лихвой хватило на полную новую меблировку квартиры.

Ремонт и реставрация

Полный ремонт мебели с обновлением и новым декором включает в себя следующие этапы:

  • Акклиматизация;
  • Разборка;
  • Чистка и помывка;
  • Ревизия поверхности;
  • Устранение дефектов лака или его смывка, в зависимости от его состояния и дальнейших намерений;
  • Устранение дефектов древесины;
  • Переборка и усиление креплений;
  • Фанеровка;
  • Прокраска и грунтовка древесины;
  • Покраска и/или роспись поверхности дерева;
  • Поверхностное декорирование;
  • Состаривание;
  • Защитная лакировка;
  • Полировка;
  • Обтяжка сидений, подушек, подлокотников, если ремонтируется мягкая мебель;
  • Сборка.

Примечание: обивка и другая мягкая декоративная обшивка мебели относятся к поверхностной декорации.

Все указанные работы вполне могут быть выполнены в домашних условиях. Но прежде чем описывать рабочие операции, дадим сводку по инструментам и материалам, чтобы в дальнейшем не разбрасываться и не отвлекаться.

Как быть со столом?

Камень преткновения при реставрации стола – вовсе не столешница, как может показаться: она легко отмывается и чистится составами, описанными ниже. Главная проблема – низ ножек, они и запачканы, и побиты, и мокли больше всего. Тут потребуется снятие фанеровки, лечение дерева, восстановление формы ножек жидким деревом и надежное усиление их креплений, это один из самых нагруженных узлов мебели.

Вместе с тем, низ ножек не на виду и мелкие огрехи в работе не бросятся в глаза. Поэтому реставрация стола – самое подходящее начало для мебельщика-любителя. Опытные мастера и отдают столы в работу ученикам.

Инструмент

Из инструмента для работы по мебели вам понадобятся:

  1. Дрель с набором сверл по дереву.
  2. Набор стамесок от 4 до 40 мм.
  3. Торцевой рубанок (отборник, шерхебель).
  4. Несколько струбцин.
  5. Киянка.
  6. Столярный молоток с гвоздодером.
  7. Чеканочный молоток (со сферическим обухом).
  8. Набор плоских и крестовых отверток.
  9. Ручной и электролобзики; можно обойтись одним ручным.
  10. Лучковая пила или ножовка по металлу – для чистого ручного реза дерева.
  11. Монтажный нож.
  12. Сапожный нож-косячок.
  13. Слесарные линейка и угольник.
  14. Утюг и бытовой фен.
  15. Пассатижи, большие или средние и малые.
  16. Круглогубцы.
  17. Мебельный степлер и скобы 20-30 мм к нему.
  18. Обтянутый фетром или войлоком ровный деревянный брусок под наждачку или абразивную сетку.
  19. Двухслойная кухонная губка.
  20. Драчевый напильник и рашпиль.
  21. Ножницы и швейные принадлежности.
  22. Лощило – кусок войлока, суконки или сыромятной кожи.
  23. Паста ГОИ.
  24. Художественные кисти, круглые и плоские. Колонковые или беличьи – не обязательно, пойдут самые простые, из щетины бычьего уха.

Смеси и составы

Устройство клееварки для столярного клея

Реставрация старой мебели предполагает, что все работы производятся по оригинальной технологии. Однако для себя, если мебель – не антиквариат на продажу, вполне можно использовать и современные, достаточно хорошо проверенные материалы. В частности, столярный клей с успехом заменяется ПВА; его хвалят даже такие привереды, как букинисты. Убежденным ретроградам приводим все же схему клееварки, см. рис.: столярный клей, заваренный на газу, высоким качеством не отличается.

Также и помывку лучше делать моющими средствами для посуды: их химическая реакция нейтральна. Не вызывает сомнений и пригодность для мебели акрилового лака, тем более, что его можно полировать любым автомобильным полиролем. Сложный рельеф промывают мягкой зубной щеткой из натурального волоса.

Но с составами, содержащими органические растворители, нужно быть осторожнее. Они если и не портят материал, то дают временный эффект: глянцевая поверхность скоро опять тускнеет. Поэтому далее мы приводим рецепты на разные случаи (которые будут рассмотрены ниже), проверенные на опыте.

Примечание: если состав содержит этиловый спирт, керосин, уксус, нашатырный спирт и др. химически активные вещества, то его действие предварительно нужно проверить на каком-то незначащем участке – торце пласти и внутреннем угле.

Мебельный воск (ваксу) разных цветов самому можно сделать из расплавленного белого пчелиного воска, влив в него также расплавленные измельченные грифели цветных карандашей; цвета можно смешивать. Помимо точного подбора тона, способ еще и экономичен: материал приготовляется порциями по мере потребности. Другое преимущество – используя как добавку белый грифель, можно в широких пределах варьировать консистенцию смеси, сохраняя тон.

Затирки для трещин на лаке

Рецепт 1 – парафин и цветной мебельный воск 1:1. Состав, подобранный по тону, втирают в трещинки лощилом, до прогревания от трения. Остатки удаляют безворсовой (старой и хорошо простиранной) ветошью, смоченной керосином или скипидаром. Годится и для затирки мелких трещин в дереве.

Рецепт 2, для мелких царапин – льняное или репейное масло и этиловый спирт 1:1. Наносят тампоном из белой фланели или байки; по высыхании полируют чистой сухой суконкой.

Пятновыводители и очистители

Для крашеных столешниц – сначала протирка раствором пищевой соды. По высыхании – очистка от налета сухой ветошью. Затем – протирка водным раствором нашатырного спирта (2 ч. л. на литр теплой воды).

Лакировка очищается тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, а затем протиркой смоченным в чистой воде тампоном. Для сильно загрязненных поверхностей после протирки с моющим нужно выждать 1-2 часа, накрыв поверхность слегка влажной тряпкой. Если после очистки поверхность окажется тусклой, ее натирают тампоном, еле смоченным растительным маслом.

Для захватанных и покрытых кухонным чадом поверхностей – натереть тальком, смахнуть его ветошью. Затем вымыть теплой водой с нашатырным спиртом, как указано выше. Второй способ – протереть грубым сукном, смоченным горячим пивом. И способ, совершенно безопасный для любой полировки – завернутый в чистую тряпочку влажный спитой чай. Тампоном протирают поверхность до очистки, а затем сухой ветошью вытирают начисто.

Для брызг от побелки и водоэмульсионной краски – на стакан винного уксуса 2-3 капли оливкового масла. Смывают легкими движениями пропитанного смесью тампона.

Для белых пятен от воды – пятно посыпают мукой, а затем протирают до исчезновения тампоном, еле смоченным оливковым, пальмовым, кукурузным или подсолнечным рафинированным маслом. Заполировывают бархоткой.

Для белых пятен от горячего – втирают смесь 1:1 парафина с воском нужного тона, накрывают промокашкой и проглаживают утюгом. Полируют суконкой или войлоком. Если лак прожжен не глубоко, не вспучился, не приобрел заметную зернистость, то пятно присыпают поваренной солью, капают на нее 3-5 капель растительного масла и выдерживают 2-3 часа. Затем смесь смахивают и трут суконкой круговыми движениями до исчезновения пятна. Напоследок, растворив в кипящем пиве кусочек цветного воска, суконкой втирают горячую смесь до восстановления тона.

Очистители древесины

Древесина большинства пород с поверхности хорошо очищается смесью: оливковое или льняное масло, денатурат (именно денатурированный спирт!), скипидар и осветленный лимонный сок в равных долях. Дуб хорошо чистится горячим пивом.

Примечания:

  1. Существует много рецептов поверхностных очистителей древесины. Важно знать, что любые из них с уксусом сразу портят красное дерево.
  2. Эффективное средство очистки дерева и маскировки мелких дефектов – натирка зеленой кожурой грецкого ореха. Повышается также стойкость древесины к гнили и вредителям за счет насыщения поверхностного слоя танином. Но кожура сильно подкрашивает древесину, так что обработка отдельных участков почти никогда не возможна.

Мебель плетеную, тростниковую и ротанговую моют и очищают теплой водой с нашатырным спиртом. Удобна для этого флейцевая кисть из натурального волоса б/у, т.е. мягкая, или мягкая зубная щетка, но тоже из натуральной щетины.

Полироли

Полироль заполняет микротрещины лака и поры древесины, благодаря чему поверхность мебели остается глянцевой и массив дерева предохраняется от порчи. Самые распространенные полироли – на основе воска и растворителя: спирта, скипидара, бытового (не топливного) бензина. Для лакированной мебели подходят автомобильные полироли. Срок годности полиролей ограничен, поэтому приводим два рецепта для самостоятельного приготовления мелкими порциями.

Рецепт 3: пчелиный (можно цветной) воск – 40% по весу; бензин или скипидар – 60%. Отмеривать ингредиенты нужно по весу, не по объему!

Рецепт 4: церезин (несколько хуже – парафин, не стеарин) – 55%; канифоль сосновая – 5%; бензин – 40%

Оба состава нужно втирать в мебель, и они требуют регулярного применения: если бросить регулярный уход, мебель в течение нескольких месяцев тускнеет. Поэтому приведем еще два рецепта без органических растворителей, пригодных и для лака, и для открытой древесины. Этими составами мебель можно просто обрызгивать из пульверизатора или наносить чистой ветошью без втирания, и особой регулярности ухода не требуется. Но поверхность мебели должна быть чистой, иначе грязь въестся вглубь.

Рецепт 5, для старой пересохшей древесины: четверть стакана оливкового или пальмового масла и 2 ст. л. ложки осветленного лимонного сока. Для запаха можно добавить 2-10 капель эфирного масла (хвойного, цитрусового и т.п.) или парфюмерной отдушки.

Рецепт 6, для свежей древесины, восприимчивой к загрязнениям: четверть стакана осветленного лимонного сока и 1 ч. л. оливкового масла. Отдушки добавлять нежелательно, они могут реагировать с активными компонентами молодой древесины.

Краски

Покраска мебели плотным слоем производится масляными красками или акриловыми эмалями. Нитро-, глифталевые и пентафталевые краски для домашней мебели мало пригодны: они очень глубоко проникают в дерево, расход краски оказывается высок, а ее полное удаление – невозможным. Но для дачной и садовой мебели этот недостаток может оказаться достоинством. Под масляную краску поверхность грунтуют олифой, а под акриловую – водно-полимерной эмульсией.

Для окраски с подчеркиванием фактуры дерева используют морилки и протравы. Морилки выпускаются всех цветов радуги и проникают в дерево неглубоко, на 0,3-0,5 мм, так что потом окрашенный слой можно снять шкуркой. Но окраска морилками выглядит несколько неестественно; видно, что крашеное.

Протравы проникают в дерево на несколько мм и дают натуральный вид окрашенного, т.к. окраска достигается за счет взаимодействия протравы с содержащимися в древесине дубителями. Поэтому протравами можно красить далеко не всякое дерево, а лишь содержащее ощутимые количества танина. Из отечественных пород – дуб отлично воспринимает протраву, а с березой лучше и не пытаться. С любыми другими – нужна пробная покраска небольшого участка, т.к. содержание дубителей зависит от времени выдержки дерева.

Мебельные ткани

Лицевые

Перетяжка мебели своими руками требует особо внимательного выбора ткани. Дело не в ее виде, подойдут традиционные жаккард, гобелен, велюр, флок, куртизан и шинилл; плательные ткани абсолютно не годятся – плохо тянутся, быстро протрутся. Дело в рисунке – начинающему мебельщику можно порекомендовать только мелкий не очень контрастный.

Во-первых, рисунок на сиденье и спинке должен быть согласован – уехавшая в сторону полоса или сдвинутые половинки цветка сразу испортят весь вид. Дорогую ткань придется покупать с запасом в 15-20% на совмещение узора, и нет никакой гарантии, что, завершив работу, не придется понять, что всю обивку нужно менять.

Это затруднение еще можно обойти, применив способ дополняющей ткани. Например, если обивка спинки кресла будет зеленый жаккард с крупными листьями, то на сиденье можно пустить сходный по тону велюр или гобелен со струйчатым рисунком. Дескать, внизу травка, а уж выше – листочки.

Однако перетяжка мебели недаром так называется: без утягивания ткани никак не обойтись. А тогда потянется и рисунок, и на крупном рисунке искажение контуров будет о-о-очень заметно. Обтяжка мебели с согласованием узора – тонкое искусство, и сразу не получалась даже у знаменитых мастеров. Поэтому первый мебельный блин лучше делать с мелким неярким рисунком или вовсе однотонным.

Изнаночные и подкладочные

На изнанку, подкладку мебельной обивки идут льняной холст или джутовая мешковина. Синтетика, сизаль и пр. скользкие ткани совершенно непригодны: обивка на них скоро поедет, а диван обтянуть – не пальто починить. Пенька также не годится: хоть и шершавая, но быстро истирается и при этом пылит.

О швах

Без швейных работ можно обойтись только при обивке простого стула, да и тут может потребоваться вставка в сиденье или спинку. Цепочечные швы, которые дают большинство швейных машин, для мебели не подходят: как только истирание такого шва достигнет определенной степени, он сам по себе распускается.

Простейший одинарный парусный шов

Мебельную обшивку шьют парусными швами, но предназначенные для них машинки с пневмо- или электрорапирным механизмом передачи нити стоят дорого. Однако простейший парусный шов, схема которого приведена на рисунке, легко вести вручную. Если шьют суровой ниткой или дратвой, петлю вытаскивают на лицо тонким стальным вязальным крючком. Для ручного шитья тонкой ниткой пригодна игла для швейной машинки в любой подходящей оправке; тогда петлю оставляют на изнанке. Второй ходовой конец нити в любом случае заправляют в обычную иглу и ею продевают в петлю.

Каждый стежок подтягивают попеременно с лица и с изнанки, чтобы нить ушла в ткань, а перехлест был в ее толще. Если нить закончилась, ее концы с изнанки связывают прямым узлом, а продолжение шва ведут с перехватом в 2-3 стежка.

Примечание: знаменитая джинсовая «восьмерка» – самый сложный и совершенный из парусных швов. Леви Страусс, надумав шить рабочие штаны из генуэзской (Jenuis) парусины, которой на рынке в эпоху смены парусников пароходами было хоть завались, позаимствовал у моряков и шов. Так что, если у вас есть машинка с восьмеркой – в добрый час!

Поролон и синтепон

Набивку мебели конским волосом уже почти не делают даже для эксклюзива; ватин и войлок также отживают свое – современные синтетические материалы превосходят их по всем параметрам. Если они надлежащего качества, разумеется.

Поролон делится на марки по плотности (она же – удельный вес в кг/куб.м), обозначаемые двумя цифрами: 20, 35, 45 и т.п. От марки зависит и упругость, что важно для набивки. Проверяют качество поролона, сжав его до предела пальцами: пригодный, если отпустить, сразу отстреливает до ровного, а плохой постепенно распрямляется, и может остаться вмятина. Кстати, негодный для мебели поролон может оказаться отличным утеплителем или фильтром.

Мебельный синтепон должен быть чисто белым и цельным, во-первых. Лоскутной цветной, скорее всего, изготовлен из отходов; возможно, токсичных. Во-вторых, мат синтепона должен быть достаточно прочным, не расползаться при натяжении руками с небольшим усилием как вдоль, так и поперек волокон.

Приступаем к работе

О фанере

Некоторая переделка может понадобиться для основы сидений стульев, днищ и боковин ящиков. Мебельщики для этих деталей используют фанеру с тех пор, как она появилась, и не зря: для деталей не декоративных, но нагруженных, фанера незаменима.

Старая фанера часто оказывается расслоившейся, и тогда возникает соблазн: ради «настоящести» заменить ее доской. Для днищ – не нужно. Они не на виду, а современная фанера марок ФБ, ФК, ФСФ или БС выдержит больше и продержится дольше, чем массив самых прочных пород дерева той же толщины. Ну, а боковины ящиков – иное дело. Они видны, мало нагружены, и ради декоративности их вполне можно сделать дощатыми.

Жидкое дерево

Для заделки широких щелей и выбоин придется применить жидкое дерево. Лучшее – самодельное акриловое: на 1 часть смолы с отвердителем 3-4 части опилок. Просеянные и отсортированные опилки множества оттенков и сортов продаются в строительных магазинах.

Жидкое дерево на эпоксидке меняет тон древесины и со временем становится очень хрупким. Что же касается очень дешевого и удобного в работе силикатного (на жидком стекле) жидкого дерева, то оно годится только лишь бы наскоро залатать: жидкое стекло – это всем известный силикатный клей, непрочный и не водостойкий.

Акклиматизация

Доставленную к месту работы мебель нужно выдержать в новом микроклимате дня 3-4, а лучше – неделю, иначе она прямо во время работы может начать трескаться и коробиться. На второй день нужно вынуть и сложить отдельно все ящики. Температура в помещении – 18-24 градуса; влажность – до 75%. Прямых солнечных лучей или потоков теплого воздуха на мебель попадать не должно.

Разборка

Примечание: декоративная мягкая обшивка мебели нередко оказывается очень ценной, особенно если сохранились оригинальные обойные гвозди. Поэтому снимать ее нужно прежде всего и очень аккуратно. Весьма желательно проконсультироваться с антикваром-мебельщиком по поводу ее дальнейшей судьбы и способов очистки.

Винты и шурупы

Резьбовые соединения разбирают как обычно: отвертками, ключами, пассатижами. Главное условие – никакого упора на дерево. Если отвертка так и норовит выскользнуть или винт проворачивается, приглядитесь, где и как придержать его тело пассатижами, утконосами или круглогубцами. Если вовсе засел – нужно подпустить каплю-две веретенки или часового масла, выждать полчаса-час и попробовать снова. В общем, терпение и смекалка.

Если вместе с винтом вылезло из рассохшейся древесины и намертво прикипевшее резьбовое гнездо под него – не беда, далее мы расскажем, как его потом посадить на место, чтобы было крепче нового. И винт кусать или пилить не торопитесь: капните тормозной жидкости или керосина, зажмите головку малыми пассатижами, гнездо – большими, и резким рывком двух рук в разные стороны сорвите схватившуюся резьбу.

Гвозди

Перво-наперво осмотрите тыльную сторону соединения. Если гвоздь загнут, подденьте плоской отверткой, разогните пассатижами и подбейте по острию молотком, чтобы вылезла шляпка. Прикипел – веретенка или машинное масло. Показалась шляпка – осторожно тянем пассатижами; гвоздодер помнет дерево. Обойные гвозди нужно, вытаскивая, прихватывать под шляпкой за стержень, иначе декоративная шляпка может сорваться.

Если же гвоздь забит вглухую, то пробуем покачать и потянуть скрепленные им детали, чтобы, опять же, вылезла шляпка. Тут опять поможет масло. Вдруг шляпка уходит в дерево – внимание, стоп! Аккуратно ее высверливаем, снимаем верхнюю деталь со стержня, и с маслом вытаскиваем самый стержень.

Клей

Все старые столярные клеи спирторастворимы. Чтобы разнять клеевое соединение, прокапываем его по контуру спиртом через 2-3 см и накрываем или оборачиваем пленкой или пергаментной бумагой. Через 10-30 мин. можно попробовать разнять, или повторить процедуру. Особенно осторожно нужно снимать деревянный декор: он больше всего пересыхает.

Для разнятия клееных соединений очень удобен монтажный нож с сегментированным лезвием: при слишком сильном нажиме сегмент отламывается, но дерево остается целым, а очень тонкое лезвие можно просунуть практически в любую щель. Заклеенные в пазы днища понемногу, с торца, поддевают узкой стамеской.

Бобышки

Потайные соединения на глухих деревянных бобышках – нагелях, по-морскому – бывают простыми, расклиненными или проклеенными. Простое и разнимается просто. Клееное прокапывается спиртом, и детали потихоньку растаскиваются. Если нагель расклинен, детали сначала чуть разойдутся, но дальше не пойдут. Тогда нагель нужно просто перепилить электролобзиком или перерезать тем же монтажным ножом. Как посадить новые нагели, будет описано далее.

Усы и шипы

Соединения на ус и в шип, если они не совсем рассохлись, лучше оставить как есть, промазав пазы жидким деревом. Если же нужна разборка соединения на ус, сначала смотрим, не подкреплено ли оно гвоздем или нагелем. Гвоздь выдергивают, нагель высверливают или перепиливают. Шиповое соединение типа ласточкин хвост разнимают, разворачивая детали, как книжку. Клееные соединения размачивают спиртом, как описано.

Очистка

Паутину и пыль удаляем пылесосом; остатки смахиваем мягкой щеткой. Матерчатую обивку пылесосим и проходимся по ней новой сапожной щеткой, обернутой х/б тканью. Рвать и выбрасывать не нужно: нам ведь понадобится шаблон для новой обивки. Кроме того, старая после стирки с химчисткой вполне еще может вернуться на место и долго прослужить, а новые мебельные ткани дороги. Если же мы реставрируем мебель, то, глядишь, и обивка ее окажется ценной: с ручной вышивкой, гобеленом и т.п.

Дверцы, пласти и внутренние детали моем тампоном, смоченным в растворе моющего для посуды, уложив их в горизонтальное положение. Затем также тампоном протираем теплой водой и бумажным полотенцем или туалетной бумагой вытираем насухо. Застарелая грязь сразу не сойдет, поэтому моющее смывать нужно не сразу, а через 5-20 мин, и повторять процедуру до чистого лака или дерева.

Ревизия, дочистка, смывка

Следующий этап – осмотр поверхности. Вполне может оказаться, что, после устранения мелких дефектов (пятен, трещинок) и очистки дерева составами, описанными выше, новая полировка и лакировка не понадобятся: традиционные технологии были рассчитаны на века. Работу это облегчит, расходов убавит, а вот ценности мебели, наоборот, прибавит. Но с таком случае придется быть особо внимательным на дальнейших этапах, чтобы не испортить оригинальное покрытие.

Совет: если мебель не лакирована и после всех очистительных процедур дерево кажется грязноватым, попробуйте его навощить воском в пиве, как дуб.

Если же лак никуда не годится и его нужно смывать, то делать это лучше нетоксичными поверхностно-активными (ПАВ) смывками типа СМ-1 или СМ-2. Лучший способ – жидкой смывкой в горизонтальном положении: на покрытии нацарапывают сетку с шагом 20-30 мм и наносят смывку. Обычные лаки снимаются пластом сразу, для акрилового нужно дать выдержку в полчаса, накрыв деталь пленкой. Снимают лак шпателем с притупленными гладкими углами, чтобы не поцарапать дерево. Процедуру можно повторять. Гелевые смывки пригодны для использования в вертикальном положении поверхности, но дороже и действуют не так равномерно.

Примечание: зачистку дерева шкуркой на деревянном бруске нужно отложить на крайний случай – и дерево съедается, и зеркально-ровной поверхности не будет.

Дефекты дерева

Большинство обнаружившихся на чистой поверхности дефектов дерева можно устранить своими руками:

  • Мелкие трещины затираются цветным воском после пропаривания.
  • Сколы и выбоины заполняются жидким деревом.
  • Следы гнили и деятельности вредителей выскребаются стамеской, обрабатываются биоцидами и заполняются жидким деревом.

Цель пропаривания – размягчить и разогреть дерево, тогда затирка как следует его пропитает; мелкие трещинки могут сойтись и склеиться сами собой. Для пропаривания идеально подходит бытовой парогенератор типа Vaporone, но стоит он немало и для чего-то еще, как бы его ни рекламировали, пригоден мало.

В домашних условиях неплохо пропаривать обычным чайником с плотной крышкой на электроплитке. Воды в него наливают немного, чтобы не закрывала сливные отверстия внутри, а на носик натягивают шланг из термостойкой резины или медицинский силиконовый, тоже термостойкий. После пропаривания обрабатываемый участок сушат бытовым феном и, пока не остыл, затирают воском. Остатки ваксы убирают тампоном, смоченным скипидаром.

Посадка нагеля в гнездо с подклиниванием

«Травянки» на основе медного купороса, биоциды старых времен, токсичны и портят дерево. Ныне в продаже имеется широкий выбор биопрепаратов против гнили, плесени, жучка и комплексных. Большинство из них применяется однократно, но прежде шилом следует проверить степень поражения древесины: несколько дырочек с булавочную головку на поверхности могут вести в целый лабиринт ходов древоточца, из-за которых доску можно и пальцем проткнуть.

О старой фанеровке

Перед тем как браться за крепления, нужно определить, имеет ли ценность старая фанеровка и, если да, снять ее. Процедура снятия и выравнивания описана в начале статьи.

Крепления

Усиление креплений сводится чаще всего к рассверливанию имеющихся гнезд или отверстий от старого крепежа, а затем к установке в них новых нагелей из твердого стойкого дерева (дуб, самшит, кизил, акация, рябина) на клее ПВА – его предварительно закапывают в лунку – и клиньях, см. рис. Такой нагель сядет намертво на долгие десятилетия, нужно только, чтобы клинышек был ориентирован поперек волокон основы, см. рис. справа.

Примечание: если гнездо в торце пласти разбито, а доска расщеплена, сколы промазывают ПВА, сжимают пласть струбциной через фанерные прокладки, и только после полного высыхания ставят нагель.

Ориентация клинышка относительно волокон древесины

Если нагель будет бобышкой, то его оставляют выступающим, а перед сборкой наживляют ответный клинышек; клинышки делают тоже их твердого дерева или стеклотекстолита 0,5-1 мм. Если же нагель пойдет под саморез или гнездо винта, то его срезают заподлицо и проходят шерхебелем.

Отверстия под саморезы и гнезда лучше просверлить сразу. Под гнезда – по диаметру их тел и глубиной по высоте. Под саморезы – диаметром в 2/3 тела самореза без резьбы и глубиной тоже в 2/3 длины его резьбовой части.

Примечание: этот способ усиления креплений пригоден также для венских стульев и других ажурных конструкций, но без подклинивания – нагели придется брать очень мелкие.

Совсем рассохшиеся усы и шипы (кроме ласточкина хвоста) подклеивают прокладками из тонкой фанеры или шпона на ПВА. Технология склеивания – обычная для дерева:

  1. Детали пропитывают водно-полимерной эмульсией и сушат феном 10-20 мин.
  2. Обе поверхности смазывают ПВА и дают ему просохнуть сутки-двое, до полного высыхания.
  3. На одну из поверхностей наносят ПВА, подсушивают до плотного отлипа (обычно 10-25 мин).
  4. Поверхности складывают и сжимают струбциной или гнетом; в пазы шипов и усов загоняют клинья, проложив полиэтилен, чтобы не приклеились.
  5. Сушат сутки, и готово.

Фанеровка

Высококачественная фанеровка делается в два слоя: испод из лущеного шпона деловой древесины и лицо – из строганного шпона ценных пород. К сожалению, при отслоении фанеровки оба слоя чаще всего сходят вместе, и их приходится разделять, а для этого нужно снять фанеровку со всей пласти и фанеровать ее заново.

Старый клей снимается ПАВ смывкой, но вот наклеивание имеет особенности:

  • Наложив лист испода для окончательного приклеивания, п. 4 в пред. списке, тут же выглаживают пузыри горячим чеканочным молотком: большие и удлиненные бойком, а мелкие округлые – обухом.
  • Выглаживают под 45 градусов относительно волокон шпона елочкой, т.е. попеременно в разных направлениях.
  • Как только пузыри спадутся, всю поверхность проглаживают горячим утюгом.
  • Пласть накрывают полиэтиленом, накладывают лист толстой ровной фанеры и сушат не менее 3-4 дней под тяжелым гнетом.
  • Если после просушки обнаружатся пузыри, впрыскивают в них шприцем эмульсию ПВА и повторяют выглаживание.
  • Точно так же наклеивают лицевой лист.

Примечание: выглаживать по-холодному бессмысленно – суть выглаживания не в ускорении высыхания клея, а в размягчении древесины.

Грунтовка и прокраска

Под масляные краски и лаки грунтуют олифой, разогретой до 60-70 градусов на водяной бане. Под другие лакокрасочные покрытия – ею же или водно-полимерной эмульсией комнатной температуры. Под вощение (см. далее) грунтовки не требуется; грунтовка под хохломскую роспись описана в соотв. разделе.

Прокраску для подчеркивания фактуры дерева делают морилкой или протравой; то и другое – по инструкции изготовителя. Анилиновые морилки разводят в воде при 70-80 градусов. Для яркости в готовый к употреблению раствор вводят несколько капель спирта.

Видео: смывка и покраска старого стула

Покраска и роспись

Покраска и художественная роспись мебели производятся масляными, гуашевыми или анилиновыми красками по соответствующей технологии и по грунту, описанному выше. Следует учесть, что гуашь и анилин не дадут на дереве плотного слоя, как и морилка; их чаще всего наносят на фон из масляной или клеевой краски.

Хохломская роспись по дереву

Для художественной росписи мебели пригодна любая из традиционных русских техник: хохломская, городецкая, полхов-майданская. Разумеется, сюжеты совсем не обязательно брать исконно-мифологические; эти техники дают долговечную стойкую роспись, пригодную для покрытия лаком. Однако хохлома, самая совершенная и изысканная (см. рис), пишется особо:

  • Пласть покрывают очень жидко замешанной жирной глиной.
  • Обильно грунтуют горячей олифой.
  • Втирают фон – бронзовую, алюминиевую пудру или белила.
  • Расписывают масляными или яичными красками
  • Просохшую роспись покрывают олифой.
  • Запекают роспись при 110-120 градусов, до золотистого тона олифы.

Декор и состаривание

Поверхностное декорирование мебели, кроме художественной росписи,включает в себя следующие основные разновидности:

  1. Вощение.
  2. Декоративная обивка.
  3. Деревянная инкрустация.
  4. Резьба по дереву.
  5. Аппликации.

О резьбе говорить не будем, это отдельный и сложный предмет. Разберем то, что возможно новичку дома.

Вощение

Регулярное вощение оголенной древесины придает ей весьма изысканный облик. Выпускаются в широком ассортименте восковые мастики для мебели; пригодна для этой цели и любая политура с воском из описанных выше. Но вощить нужно регулярно, иначе мебель скоро потускнеет, и восстановить мягкость и теплоту тона поверхности будет трудно.

Декоративная обивка

Патинированная под серебро линкруста

Штофом или гобеленами мебель нынче не обивают: они пылятся, пачкаются, требуют тщательного ухода. Но зато теперь есть такой замечательный материал, как линкруста, изобретенная автором линолеума Фредериком Уолтоном.

Линкруста – это мягкий легкий линолеум, не пригодный для настила пола, но держащийся на вертикальных поверхностях. Линкруста выпускается рулонами белого цвета с тисненым рисунком, вплоть до многофигурных художественных сцен. Линкруста крепко садится на клей, и на нее прекрасно ложится краска. Используя технику патинирования мебели (см. ниже), можно получить покрытие, которое не отвергли бы и в Версале времен Людовика XIV, см. рис.

Инкрустация

Настоящая деревянная инкрустация – интарсия – для самостоятельного исполнения недоступна. Но ее может с успехом заменить мозаика из дерева – маркетри. Делают маркетри так:

  • На листе бумаги на ПВА из кусочков шпона, возможно, подкрашенного морилкой, собирают В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ рисунок.
  • По высыхании клея рисунок переворачивают бумагой кверху и наклеивают на пласть, как фанеровку.
  • Бумагу со слоем клея снимают мелкой, 220-240 номер, шкуркой на бруске.
  • Весь маркетри покрывают защитным лаком.

Аппликации

Самая простая и доступная из аппликаций по дереву – декупаж. Готовых наборов продается множество, да и техника проста: фрагменты из цветной бумаги наклеивают на основу ПВА или акрилом и затем покрывают лаком.

Состаривание

Мебель, патинированная в прованском стиле

Многие желают состарить свою мебель. Основных способов два: кракелюр и патинирование. Патинирование мебели – совсем не создание искусственной патины на металле; его используют не только для состаривания, но и для поверхностного декорирования в прованском стиле, см. рис. справа. Нужно знать, что кракелюр на патинированной мебели вряд ли когда уместен: патинируют чаще всего под металл, а кто где когда видел бронзу или серебро в сетке мелких трещин? Но перейдем к технике.

Кракелюр

Кракелюр на мебели делается тем же самым лаком краке, что и на живописи или венецианской штукатурке. Краке наносят на схватившуюся, но еще влажную, дающую легкий отлип краску. Застывая, краке стягивается, тянет за собой еще мягкую краску, и на ней образуется сетка мелких трещин. Кракелюр можно покрывать защитным лаком.

Мебельная патина

Патинирование мебели – это последовательное нанесение на нее все съеживающихся слоев все светлеющей краски, так имитируется окислившийся потертый металл. Каждый слой растушевывается. Для патинирования под бронзу сначала наносят акриловую краску золотистый металлик, а по ней – ее же бронзовую или втирают бронзовую пудру. Патинирование под серебро, как на иллюстрации с линкрустой, можно делать алюминиевой, а затем цинковой пудрой.

Основной принцип – патинируют из впадин на выпуклости, ведь и реально рельеф стирается по вершинам. Техника такова:

  • На уголок плоской кисточки берут капельку краски первого слоя, вводят во впадину и начерно растушевывают той же кистью.
  • По схватывании лощилом, бархаткой или суконкой растушевывают начисто в сторону выпуклости, постепенно сводя тон к фону.
  • Так же наносят второй, и, если нужно, последующие слои.

При внешней простоте техника патинирования мебели требует серьезного навыка и твердой руки, поэтому осваивать ее нужно постепенно, тренируясь на разного рода обломках и отходах.

Видео: окраска дерева под старину

Лакировка и полировка

Для защитной лакировки мебели используют любые мебельные лаки. Состаренную мебель для вида лучше покрывать масляным лаком, но он долго сохнет и требует регулярного ухода полиролем с растительным маслом иди восковым со скипидаром. Все же лучшим мебельным лаком следует признать прозрачный или тонированный акриловый: он пригоден для любой поверхности, необычайно прочен и стоек и практически не требует ухода.

Полировка лаков «старых» типов делается суконкой, бархоткой или войлоком, но акрил они трут плохо, из-за его прочности. Акриловое покрытие полируют лощилом кожаным (так быстрее, но только ровные поверхности) или фетровым с пастой ГОИ. На лощило капают керосин до заметного увлажнения, натирают его ГОИ и затем полируют мебель. Пасты уходит немного: если полировка пошла туго, но зелень ГОИ еще видна на лощиле, просто капают еще керосин. Следы ГОИ на мебели легко стираются ветошью, слегка смоченной тем же керосином.

Обивка

Обить мебель заново, даже имея под рукой шаблоны в виде старой обивки, очень и очень непросто. Поэтому обивку оставляем напоследок, после всех работ по дереву. Вторая причина – краска, политура и лак могут попасть на обшивку. Начинать обивочные работы нужно тоже с самого простого – с мягкого стула.

Стулья

Обивка сиденья и спинки стула держится на фанерной доске – основе. К каркасу они прикрепляются либо винтами сквозь обивку с тыла, либо вкладываются в гнезда на нем. Ремонт стульев чаще всего и сводится к замене изношенной обивки, и это прекрасный случай наловчиться в обивочном деле. Последовательность работы такова:

Формирование угла при перетяжке стула

  • Снимаем, поддевая отверткой скобы, старую обивку.
  • Удаляем ватин и старый поролон; холщовая подкладка на основе скорее всего еще вполне пригодна, разве что пропиталась жиропотом, тогда ее можно снять и выстирать.
  • Вырезаем по контуру основы с выпуском в 5-10% куски поролона марки 35-40 (пожестче) толщиной 40 мм и марки 20-25 (помягче) толщиной 20 мм.
  • Обтягиваем основу холстом, закрепляя его на исподе степлером; складки в углах расправляем веером в одну сторону.
  • На холст укладываем поролон жесткий, а на него – мягкий; можно закрепить несколькими каплями ПВА.
  • По старой обивке вырезаем новую с припуском в 10-15%.
  • Новую обивку по сторонам закрепляем на исподе степлером, по 3-4 скобы на сторону. По сторонам обивка закрепляется наперекрест с вытяжкой, нужно следить, чтобы рисунок не поплыл. Вдруг перекосился – выдираем отверткой скобы и перетягиваем.
  • Вытяжкой ткани формируем углы, как показано на рисунках, закрепляем степлером – готово!

Спинка перетягивается аналогично, но поролона нужен один слой 20 мм и средней жесткости, марки 25-30.

Видео: пример обивки старого стула

Кресло

Перетянуть кресло – это уже дело посерьезнее, нужно будет поработать с пружинным блоком и, если оно раскладное, с механизмом. Кроме спинки, обтягивать нужно будет и подлокотники.

А как быть, если обитая поверхность граничит с полированной? Вот с этой границы и нужно начинать лицевую обивку: выложить ее изнанкой вверх, закрепить степлером и отвернуть обратно на лицо, чтобы вышел подворот. Но не будем забегать вперед.

Разборка и механизм

Разборку кресла начинают с удаления подушек; в раскладном кресле после этого будет виден механизм, его нужно сфотографировать, чтобы потом правильно собрать. Затем снимаем боковины, они могут разниматься туго. «Раздирать» боковины нельзя: штыри-ползуны механизма могут поломаться; можно без большого усилия поддеть гвоздодером, монтировкой или фомкой.

Пружинный блок

После съема старой обивки нужно выправить каркас блока; вид его, вынутого из кресла, в котором еще можно сидеть, бывает иногда просто удивительным. Выправляют двумя пассатижами на весу в несколько нажимов, не допуская ненужного изгиба проволоки. Затем таким же способом правят пружины – их верхи должны составлять единую плоскость и не быть перекошены; чаще всего требуют правки средние пружины. Правку проще делать, не снимая блок с основы; его низ деформируется очень редко.

Примечание: полностью снимать блок обязательно придется, если войлочная подкладка под ним побита молью: это ее любимое гнездилище. В таком случае новую подкладку делают из синтетического войлока или шинельного сукна в два слоя.

Затем делают обвязку и усадку блока. На фабрике новый блок обвязывают сеткой или перекрещивающимися ремнями, но дома для этого лучше всего джутовый шпагат, см. рис. Его ветви по центрам пружин связывают прямыми узлами и блок усаживают на 1/5 высоты пружин.

Обвязка пружинного блока

Равномерной усадки старого блока можно добиться, применив обойные гвозди или канцелярские кнопки-грибки: их забивают не до конца, а на стержень накидывают 2-3 витка шпагата. Подтягивая-ослабляя его ветви и усаживают блок до ровного. Но не забивайте гвозди/кнопки в торец или в испод – от этого вся обивка быстро протрется! Только в верх основы!

Закончив усадку, гвозди/кнопки забивают до утапливания краев шляпок в дерево, а хвосты шпагата обрезают.

Обшивка

Обшивку начинаем с сиденья. Закончив ее (см. далее), ставим на место и отмечаем маркером на спинке и боковинах его контур. Зачем? Чтобы мягкую подкладку под лицевой обивкой спинки и подлокотников не доводить до этой линии на 30-40 мм, иначе сиденье потом не впихнешь на место, и раскладываться/собираться кресло не будет.

Надеваем на блок чехол, холщовый или из мешковины. Вертикальные углы придется подрезать с изнанки и прошить – вытяжкой ткани тут уже не обойтись. Шейте парусным швом – обшивка работает заодно с блоком, и от распустившегося шва все кресло перекосится.

Следующий слой – синтепон 10-20 мм толщиной по контуру сиденья с выпуском 10%. По нему также делают обвязку из шпагата, но натягивают слабо, лишь бы шпагат врезался в углы мата. Дальше – два слоя поролона, таких же, как на стуле, и лицевая обшивка с подрезкой и прошивкой углов с изнанки; раскрой лица делают по старому с запасом 10-15% на вытяжку.

Лицо накладывают в два этапа: сначала без подрезки и прошивки углов подтягивают по месту, временно закрепляя кнопками. Добившись правильного облегания, портняжным мелком отмечают линии углов. Далее чехол снимают, подрезают и с изнанки прошивают углы, выворачивают, надевают и закрепляют степлером.

Это самая мучительная для новичка часть работы: растреклятую тряпку от прошивки углов ведет и ведет, поэтому подрезку углов нужно делать с запасом. Лучше даже работать в три этапа: углы прошить без подрезки, крепить временно и подрезать окончательно, лишь добившись правильного облегания.

Подлокотники обшиваются, как спинка стула; на верх можно добавить мягкого поролона. А вот спинку обшивают двояко: если она пружинная, то как сиденье кресла, а если нет – как сиденье стула, с двойным поролоном.

Видео: полный цикл ремонта старого кресла

Диван

Диван – это растянутое в ширину кресло с ящиком, поэтому ремонт дивана имеет всего две особенности:

  1. Пружинные блоки подушек усаживают сначала по отдельности на 1/10 высоты, а затем все вместе еще на 1/10; соответственно, понадобятся две обвязки.
  2. Ящик лучше дополнительно подкрепить с испода двумя диагональными брусьями или металлическими уголками.

Примечание – шутка или всерьез, кто знает: вдруг обнаружится, что старые обвязки блоков и внутренних чехлов из китового уса (вроде как из полос гибкого пластика) – считайте, что вы сняли джек-пот в лотерею или нашли клад. Охота на китов давно полностью запрещена, а гладких китов, из которых этот самый ус и добывался, похоже, вовсе выбили. Поэтому за китовый ус дают неимоверные суммы, если, конечно, покупатель не жулик.

Также рекомендуем: материал о формировании мягких стен в интерьере с обтяжкой тканями или кожей своими руками.

Сборка

Сборка мебели, если вы ее уже разобрали, не превратив в дрова, затруднений не представит, особенно если вы догадались сфотографировать разборку поэтапно. Дадим всего лишь четыре совета:

  • Сохраните и вновь используйте старый крепеж или полностью замените его новым: мебель на крепеже вразнобой потом держится плохо.
  • Саморезы взамен шурупов берите фосфатированные (черные), они хорошо держатся в дереве без посадки на клей.
  • Силуминовые резьбовые гнезда под винты замените современными латунными или пропиленовыми с металлическим вкладышем.
  • Не тревожьтесь, если с новой обивкой кресло или диван раскладываются/складываются туговато. «Прокачайте» несколько раз – пойдет, как миленький.

Итог

Реставрация мебели своими руками – занятие трудное и кропотливое, но благодарное. Старая мебель после реставрации способна прослужить еще очень долго. Она создает в доме уют, сердечную, дружескую атмосферу и приобретает большую ценность. Реставрация старой мебели осуществима в домашних условиях.

Видео: ремонт мебели, перетяжка, обивка своими руками

***

© 2012-2022 Вопрос-Ремонт.ру

(

оценок, среднее:

из 5)

Мебель – не просто часть интерьера. Зачастую она представляет собой большее, чем просто стол, шкаф или диван. Эти обычные предметы часто хранят воспоминания, милые нашему сердцу. На этом стуле сидел ваш дед, а этот комод привезла из Европы ваша бабушка, за этим столом вы всегда собирались всей семьей. Помните? Таких примеров можно привести тысячи, наверняка в доме каждого из нас найдется подобный «музейный экспонат». Он совершенно не вписывается в концепцию дизайна, выглядит плохо, а вот выбросить его жалко, рука не понимается.

Именно поэтому так важно попытаться сохранить жизнь мебели, продлить её век. Кроме того, реставрация – отличный способ не только сохранить ностальгические чувства, но и обновить внешний вид своего дома или квартиры, сэкономить на покупке новых предметов интерьера, попробовать себя в роли дизайнера и попытаться внести что-то новое в привычный облик знакомых вещей.

Сегодня мы поговорим о том, как отреставрировать или восстановить старую деревянную мебель в домашних условиях своими руками, обновить предметы обстановки, не прибегая к помощи профессионалов. Кроме общих моментов и описания всех этапов работ, предложим вам несколько смелых идей, которые можно взять на вооружение, чтобы подарить новую жизнь, уже казалось бы отжившим своё вещам.

Реставрация мебели из дерева своими руками: как создать шедевр

Как быть, если старые советские стулья и серванты не радуют глаз и не вписываются в общую концепцию интерьера вашего дома? Конечно, проще всего выбросить их и купить что-то новое и современное, но как быть, если избавиться от этих странных, но милых сердцу вещей невозможно? В этом случае надо реанимировать их и превратить в главное украшение всего дома.

Рассказываем, как это сделать.

Подготовительный этап Начнем с подготовки. Сам по себе процесс восстановления не терпит спешки, поэтому особенно важно тщательно промыть все детали для предстоящей работы.

Первым делом нужно аккуратно почистить все поверхности мебели. Сделать это можно с помощью простой губки, которую лучше всего смочить в обычном мыльном растворе. Воду советую использовать тепловую, а мыло – натуральное.

FOREST GROUP советует уделить этому этапу достаточно много времени и тщательно обработать каждый уголок. Особенно, если предмет интерьера имеет резьбу, фигурную фурнитуру и замысловатую форму. Чтобы с легкостью избавиться от загрязнений в труднодоступных местах, воспользуйтесь зубной щеткой или жесткой кисточкой. Если на поверхности присутствуют трудновыводимые пятна, то возьмите наждачную бумагу, лучше нулевку, и максимально аккуратно протрите ею место пятна. Не стоит тереть слишком интенсивно, так вы только повредите дерево и восстановление станет под угрозу.

Теперь ваш раритет почти готов к самому процессу обновления. Оставьте дерево на несколько часов в покое, чтобы оно хорошо высохло. Затем приступайте к реставрации. Первым делом обратите внимание на старые детали. Потребуется ли вам заменять какие-то элементы? Приготовьтесь к тому, что подыскать замену лопнувшеей ручке шкафа будет не так уж просто. Скорее всего вам придется либо менять всю фурнитуру, либо изготавливать недостающую самостоятельно. Это может потребовать от вас не только времени и сил, но и практических навыков обращения с различными инструментами и материалами. Поэтому в данном случае лучше всего обратиться за помощью к настоящим профессионалам-краснодеревщикам.

Затем хорошенько проверьте соединения. Если вы обнаружите ржавые гвозди или расшатавшиеся болты, то замените их на новые. Все трещины и проемы обязательно залейте специальным клеем, который предназначен для деревянных изделий. Кроме него, можно использовать и специализированную шпатлевку.

Следующим шагом вам придется избавиться от старого покрытия поверхности и нанести новое. Чтобы снять лак и краску, используйте растворители на химической основе и наждачную бумагу. Это займет много времени, но не стоит ускорять события.

Покраска и лакировка Когда проблема удаления старой отделки решена, стоит задуматься о том, как будет выглядеть новая. Использовать краску или морилку, пленку или роспись – решать только вам. Скажем лишь то, что на сегодняшний день существует множество видов морилки для дерева разных пород, обязательно учитывайте этот момент перед тем, как остановиться на том или ином варианте.

Если отдаёте предпочтение краске, то лучше всего приобретайте ту, которая имеет акриловую основу. Именно такая разновидность покрытия не только придаст красивый оттенок вашему новому предмету интерьера, но поможет защитить от разрушения дерево, из которого он изготовлен. Алкидная эмаль тоже неплохой вариант, но лучше всего наносить её губкой, так она глубже и быстрее проникнет в структуру древесины.

Набивка и обивка Если вы решили вернуть новую жизнь шкафу или комоду, то все, что вам потребуется потребуется сделать, мы уже рассказали.

Но если вашей целью является обновление дивана, мягкого стула или кресла? Встаёт закономерный вопрос, как быть с частями, которые сделаны не из дерева? Как поступить с мягкими сиденьями, тканевыми спинками и подлокотниками? Все просто.

Вам понадобится снять старую набивку и заменить её на новую. В качестве материала можете использовать вату, синтепон или поролон. Причем последний вид набивки может быть использован как самостоятельно, так в и купе с другими. Например, как верхний слой после ваты.

Толщина начинки и её количество – сугубо субъективный фактор. Вы вольны определить эти параметры, исходя из личных пожеланий.

FOREST GROUP рекомендует придерживаться общих рекомендаций, согласно которым наиболее приемлемая толщина для спинок и сидений составляет примерно от 40 мм, а для боков идеальными считаются 20 мм.

Подобрать хороший обивочный материал сейчас очень просто. Ориентируйтесь на собственные пожелания: кому-то по душе бархат, кто-то без ума от шёлка, а кто-то любит более практичные и простые ткани.

После этого вам потребуется сделать выкройку чехлов и надежно закрепить новую обивку с помощью мебельного степлера.

Мы рассмотрели общие этапы реконструкции мебели своими руками, теперь подробнее остановимся на различных способах превращения старых предметов интерьера в настоящую изюминку вашего дома.

Как обновить деревянную мебель в домашних условиях: основные техники

Не обязательно перекрашивать старый стул, комод или шкаф, можно использовать другие приемы для воплощения своих идей. Они могут обновить объект и подчеркнуть его раритетность, наполнить аристократичностью и благородством, превращая минусы в плюсы.

— Декупаж Представляет собой метод декорирования поверхностей с помощью использования аппликаций. Данный способ прекрасно подходит для скрытия дефектов поверхности деревянной мебели. Все, что вам потребуется – специальные трехслойные салфетки, клей, лак и собственная фантазия. Вырезав из бумаги какое-либо изображение, вы сможете прикрепить его с помощью простого клея ПВА, закрепить лаком и обновить фасад любого предмета интерьера.

— Кракелюр Идеальное решение для тех, кто хочет подчеркнуть кантри направленность своего интерьера. Для данного способа применяется специальное покрытие, которое прекрасно имитирует состарившееся дерево.

— Роспись Красиво расписанная мебель не только облагородит обстановку вашего дома или квартиры, но и скажет о вашем тонком художественном вкусе и творческих способностях. Все, что понадобиться – краски, кисти и фантазия.

Шпонирование

Достаточно трудоемкий, но очень эффективный способ преобразить предметы интерьера. Вам понадобиться наклеить новую поверхность из шпона и хорошо закрепить её.

Мы представили основные виды декорирования, теперь рассмотрим их более подробно и попытаемся претворить в жизнь некоторые идеи.

Простой способ реконструкции деревянной мебели: декупаж

Красивые картинки, наклеенные на поверхность и закрепленные лаком, способны преобразить и стол, и шкаф, и стол. Чтобы самостоятельно преобразить свою мебель, выберите наиболее подходящее изображение, нанесите на его обратную сторону немного клея и приложите к деревянной поверхности. Постарайтесь разгладить аппликацию так, чтобы не допустить образование пузырей или пустот под картинкой. Рассчитывайте силы и не порвите тонкую бумагу. Дайте всему этому высохнуть и закрепите прозрачным лаком.

Таким образом вы сможете преобразить старую тумбу или превратить советский кофейный столик в изысканное и утонченное произведение искусства.

Более подробно с процессом реставрации вы можете ознакомиться на видео.

Искусственное состаривание как основа стиля: кракелюр

Этот способ можно совместить с предыдущим. В основе кракелюра лежит использование специального состава, который придает поверхности потресканный и состарившийся вид. Но не неприглядный и неряшливый, а наоборот, утонченный и аристократичный. Именно этот лак, нанесенный на чуть влажную поверхность, поможет вам получить настоящую антикварную вещь взамен старого кресла или табурета.

Обратите внимание на фотографии и видео мастер-класс, который научит вас реставрации деревянной мебели своими руками в домашних условиях.

Элегантное и творческое решение: роспись красками

Расписать мебель – самый простой и в тоже время один из самых сложных способов реставрации.

Для начала определитесь с оттенками и цветами красок, затем подберите рисунок. Если вы не обладаете художественными талантами, то воспользуйтесь трафаретами. Не обязательно покупать или заказывать их в интернете, такие шаблоны вы можете изготовить и самостоятельно.

Распечатайте рисунок, перенесите его на более плотную бумагу или картон, затем аккуратно вырежьте изображение по контуру.

Самыми подходящими красками являются акриловые, но можно использовать и те, которые применяются для покраски автомобилей. Они выпускаются в баллончиках, что значительно облегчает процесс их нанесения.

Как профессионально реставрировать старую мебель: метод шпонирование

Самый сложный и трудоемкий способ. На старую поверхность наносится новый лист из шпона и хорошо приклеивается. В результате вы получает совершенно новые на вид предметы. Очень часто бывает и так, что старые стулья и прочие предметы выглядят после переделки даже лучше. Все от того, что шпоном можно имитировать разные породы дерева и превращать простую табуретку из ДСП в изысканную, сделанную из ясеня или дуба.

Однако не все так просто. Чтобы провести подобное превращение, вам нужно будет иметь специальный станок и опыт. Наклеить пласт из шпона можно двумя способами: горячим и холодным.

Для первого понадобится утюг. Надо будет пройтись им по поверхности с наклеенным и немного подсохшим материалом. После этого необходимо обработать мебель специальным прессом.

Второй способ практически идентичен первому, только в данном случае термообработка с помощью утюга не потребуется.

Несколько советов, которые помогут вам избавиться от мелких повреждений на фасаде старой деревянной мебели

Если вы не преследуете цель в корне изменить внешний облик старинных предметов интерьера, а лишь хотите сделать так, чтобы мелкие сколы и царапины не были видны, то FOREST GROUP готов предложить вам несколько эффективных методов воплотить свои мечты в реальность:

—  Попробуйте замазать царапину на коричневой мебели простым йодом. Затем покройте реставрируемую область простым бесцветным лаком. Подойдет даже тот, которым красят ногти (если дефект небольшой).

—  Если трещина достаточно большая и глубокая, то воспользуйтесь воском для дерева. Его очень просто приобрести в любом хозяйственном магазине.

—  Если по какой-то причине вы не можете позволить себе вышеописанное средство, то не отчаивайтесь, специальную мастику для затирки вы можете изготовить и самостоятельно. Смешайте немного воска со скипидаром и, перемешав, дайте немного настояться. Вот и все. Этим составом можете пройтись по сколам и царапинам.

—  Чтобы восстановить поврежденный слой лака, надо хорошенько зачистить поверхность, а затем залить всё новым слоем покрытия. Помните, что самыми качественными и надежными являются составы из акрила или целлюлозы. А вот лак на основе полиуретана со временем пожелтеет.

—  Иногда бывает, что шпонированная мебель подвергается очень неприятному и эстетическому дефекту – вздутию. Если такое произошло с вашими предметами обстановки, то не волнуйтесь, просто проколите вздувшееся место и введите в образовавшуюся полость немного клея. Сделать это можно с помощью шприца и тонкой иглы. Накройте обработанную область мягким полотенцем и прижмите. Лучше всего использовать груз, например, стопку книг.

—  Чтобы устранить белое пятно от горячего на деревянной поверхности, используйте автомобильную мастику для полировки. Обмакните мягкую ткань в состав и протрите место с пятном.

—  Чтобы ящики выдвигались без усилий, смажьте их края и пазы простым мылом или свечкой.

Как видите, преобразить старую мебель можно разными способами: скрыть недостатки или полностью обновить её облик. Реконструкция потребует от вас не только художественно мышления и полета фантазии, но и времени, сил, профессиональных навыков и умений. Задумываясь о том, как отреставрировать старый стул или комод, не упускайте это из виду.

Если вы цените не только изысканность в интерьере, но и своё время, то нет лучшего варианта, чем заказать новую мебель в компании FOREST GROUP. По вашему желанию профессионалы изготовят предметы интерьера в любом стилевом решении из качественного дерева, которое не только украсит ваш дом или квартиру, но и прослужит много лет, не требуя обновления.

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.35)

Как и любой другой материал, древесина имеет определенный срок службы. Но стоит ли сразу избавляться от старой, потерявшей привлекательный внешний вид или пришедшей в негодность мебели? Ведь если подойти к делу с умом, в большинстве случаев ее можно восстановить, дав «вторую жизнь».Что такое реставрация старой деревянной мебели? В основном, если просмотреть статьи данной тематики, в которых акцент делается на «своими руками», все сводится к упрощенному пониманию смысла проводимых мероприятий. Получается, что ею целесообразно заниматься, если речь идет о старинных и дорогих (антикварных) изделиях. А «реанимировать» различные «поделки» из ДСП и тому подобное вроде как и не стоит – пустая трата времени.

Насколько это справедливо, на ваше усмотрение, читатель. Но автор не сомневается, что в любом доме есть что-то «дешевенькое» (например, простенький детский стульчик), с чем расставаться ну никак не хочется, особенно если это сделано своими руками – память ведь. Далее приведены основные (несложные) виды работ по реставрации предметов меблировки и реализуемые технологии, а что именно подойдет в том или ином случае, решить несложно. Последовав этим простым рекомендациям, вы получите прекрасно выглядящую мебель.

Общая информация

Чтобы грамотно выбрать оптимальную методику для восстановления мебели и нужные материалы, стоит разобраться, что можно реставрировать.

  • Каркас (основу).
  • Экстерьерную часть мебели (то есть отделку внешних поверхностей).
  • Позолоту.
  • Резьбу.
  • Фурнитуру.
  • Мягкие «участки» (например, сиденья стульев, обшивку диванов).
  • Различные покрытия (лак, шпон, краску).

Возможно, на отдельных этапах придется прибегнуть к услугам профессионала (хотя бы в плане консультации), но все-таки «львиную» часть работы, при умелом подходе, можно выполнить своими руками.

 Реставрация – комплекс мероприятий, состоящий из отдельных этапов 

. В зависимости от вида мебели, степени ее изношенности, характера повреждений какие-то из пунктов можно и пропустить, но перечислить те, с которых следует начать, просто необходимо.

  • Фотосъемка. Такое практикуют в основном профессионалы, но и в быту, если речь идет о сложной конструкции, желательно зафиксировать ее первоначальный вид.
  • Демонтаж. Любая реставрация должна совмещаться с ремонтом. Именно об этом многие и не задумываются, полагая, что достаточно лишь обновить «фасад» мебели, и работа выполнена. Но какой смысл заниматься, к примеру, ламинированием, если вся конструкция «ходуном ходит». К тому же разборка позволяет выявить скрытые дефекты мебели. Ей не подлежат лишь те составные части, которые надежно скреплены.

Основные виды реставрационных работ – мастер-класс

Роспись красками

Наиболее простая методика, и применяется к недорогой деревянной мебели для сокрытия дефектов и придания ей оригинального вида.

Порядок работы:

  • Удаление грязи и инородных фракций. Для этого предмет меблировки моется содовым раствором небольшой концентрации.
  • Просушка.
  • Выравнивание основы. Перед дальнейшей обработкой дерева его необходимо зачистить шкуркой, отшлифовать.
  • Обезжиривание. Это необходимо для того, чтобы наносимые составы прочнее «сцеплялись» с материалом.
  • Грунтования древесины. Этим решаются две задачи – укрепляется поверхностный слой и снижается впитывание краски, следовательно, и ее расход. В зависимости от конструктивных особенностей мебели грунт укладывается тампоном, валиком, на труднодоступные участки – распылителем.
  • Нанесение первичного слоя краски.
  • Просушка мебели.
  • Как только краска отвердеет, можно наносить рисунки.

Для окрашивания дерева лучше выбирать акриловые составы.

Декупаж

Проще говоря – оклеивание деревянной мебели различными аппликациями (картинками, фигурками, узорами). Данную технологию целесообразно применять, когда дефект лишь на отдельном участке, и его требуется оригинально, без дополнительных затрат, замаскировать. Но если мебель порядком изношена, оклеить можно и всю.

Порядок работы:

  • Подготовка древесины (указано выше) в зависимости от степени повреждения.
  • Наклеивание аппликаций.
  • Покрытие лаком.

В продаже есть специальные наборы. Если планируется оклеить значительную площадь, то можно не вырезать большое количество узоров (фигурок), а приобрести готовый комплект.

Шпонирование

Смысл – в фиксации на поверхности мебели тончайшего слоя древесины. В продаже шпон есть, а вырезать своими руками из листа нужный фрагмент не составит никакого труда. Такая техника позволяет придать самой дешевой, изношенной мебели изысканный (новомодный) или старинный вид. В зависимости от цели ее реставрации и выбирается соответствующий шпон. По сути, это имитация более новых или дорогих образцов.

Методик шпонирования несколько. Но в быту, своими руками, проще всего реализовать следующую технику реставрации мебели.

Порядок работы:

  • Подготовка дерева и фрагментов шпона.
  • На скрепляемые поверхности тонким слоем наносится клей (оптимально – ПВА).
  • Спустя несколько минут, необходимых для его небольшого «схватывания» (зависит от толщины слоя и температуры в помещении) шпон накладывается на мебель.
  • Сверху – белая бумага.
  • После этого шпон проглаживается горячим утюгом. Этим обеспечивается равномерное распределение клея по основе и более качественная ее «сцепка» со шпоном.

Если поверхность габаритная, целесообразно дополнительно «пройтись» по ней (после качественного прогрева) деревянной рейкой, которая максимально вдавливается. Такая тщательная обработка позволит избежать появления складок или пузырей.

Кракелюр

Суть методики – в искусственном «состаривании» мебели из дерева. Такая технология является самой простейшей изо всех применяемых (придание древесине рельефности, многослойная покраска, обжиг и ряд других). Своими руками кракелюр сделать несложно.

Порядок работы:

  • Первый способ – нанесение специального (кракелюрного) лака на окрашенную, не до конца просохшую древесину. Как результат – образование паутинки трещин. Их размеры и глубина зависят от количества лака и консистенции краски (степени отвердевания).
  • Способ второй – применение разных по цвету составов. То есть после некоторого «подсыхания» основной краски на дерево наносится другая, контрастирующая с первой.

Данная методика по своему результату непредсказуема. Прежде чем применять ее для мебели, стоит потренироваться на деревянных заготовках. Небольшая практика поможет понять, насколько должен «схватиться» первичный слой и в каком количестве, на какие участки наносить состав для кракелюра.

Ламинирование

Для этого используются пленки из винила, которые продаются в любом мебельном магазине. Они имитируют различные породы дерева (по цвету, структуре), и подобрать хороший вариант несложно.

Но у такого способа реставрации есть ограничение – он реализуется лишь на ровных участках мебели. Там, где наблюдаются перепады высот, различные изгибы, произвести своими руками ламинирование достаточно сложно. Потребуется внимательность, аккуратность и время.

Как производить наклеивание пленки, указывается в прилагаемой инструкции.

Обработка лаком

Для деревянной мебели – одна из самых распространенных техник. По сути – классика реставрации.

Порядок работы:

  • Удаление старого покрытия.
  • Осмотр поверхности и определение степени ее повреждения. Если имеются дефекты, то для их устранения существует несколько методик – отбеливание (при поражении грибком или гнилью), браширование, шпаклевание и так далее.
  • Выравнивание основы и шлифовка.
  • Чтобы удалить остатки пыли, дерево протирается влажной тряпочкой. Иногда инородные фракции, если речь идет о больших площадях (например, створки шкафа), смываются водой.
  • Просушка древесины.
  • Нанесение морилки. Целесообразность этого и порядок действий (сколько слоев, состав бесцветный или с оттенком) определяется индивидуально.
  • Покрытие мебели лаком.

В продаже есть лаки тонирующие. С ними работать получится намного проще, и что немаловажно, быстрее.

Существует и множество других техник, применяемых при реставрации мебели. Тому, кто всерьез решил освоить это дело, стоит изучить все имеющиеся в интернете статьи. Например, о брашировании. Это довольно объемная тема, и лишь поверхностный рассказ о сути технологии мало чем будет полезен читателю. Но в большинстве случаев для реставрации деревянной мебели, тем более лишь своими руками, достаточно и тех методик, которые рассмотрены выше.

Что учесть

  • Занимаясь реставрацией мебели своими руками, целесообразно сочетать несколько методик. К примеру, нанести рисунок лишь на определенном участке, а все остальные поверхности обработать лаком. Комбинации могут быть самые разные; главное, чтобы используемые препараты «сочетались» друг с другом.
  • Художественная роспись мебели – дело довольно не простое. Не каждый из нас «дружит» с кисточкой. Поэтому, если выбрана такая методика реставрации, лучше приобрести (или изготовить своими руками) соответствующие трафареты. Стоят они недорого, но очень помогут в художественном оформлении предмета меблировки. Достаточно лишь на определенном сегменте наложить шаблон и нанести краску из баллончика (продаются в любом магазине авто/товаров в большом ассортименте).

Полезные советы

Пятна, оставленные на дереве (к примеру, на столешнице) горячим предметом, хорошо удаляются мастикой, которая используется при полировке автомобилей. Мягким тампоном, смоченным этим составом, достаточно протереть дефектное место, и старое лаковое покрытие будет снято. После этого данный участок можно обработать препаратом на основе воска. Сверху, при необходимости, нанести новый лак.

Вздутия на мебели, отделанной шпоном, удаляются без реставрации. Следует проткнуть образовавшийся «пузырь» и выдавить скопившийся воздух. После этого ввести под слой шпона (с помощью шприца) небольшую «дозу» клея ПВА и придавить грузом. Сохнет он довольно быстро, и такая технология много времени не займет.

При выборе бесцветного лака для дерева нужно учесть, что полиуретановые составы постепенно желтеют. Подбирая средство для реставрации мебели, желательно ориентироваться на препараты на основе целлюлозы или акрила.

Нередко на древесине появляются царапины. Естественно, о какой-либо реставрации мебели в полном смысле в подобных ситуациях речь не идет. Такие дефекты устраняются сравнительно легко.

  • Мелкие царапины. Здесь достаточно лишь ретуширования. Это можно сделать маркером соответствующего цвета.
  • Царапины глубокие. Такие дефекты устраняются с помощью мебельного воска или мастики. Они разогреваются и загружаются в трещину. Иногда достаточно только тщательно втереть препарат в древесину. В зависимости от степени ее повреждения соответствующую методику выбрать несложно.

Различные сколы, места отслоения волокон хорошо маскируются коричневым маркером или йодом. Последний даже предпочтительнее, так как при его разбавлении водой можно подобрать оттенок более точно. Сверху – лак бесцветный.

Если повреждение древесины значительные, то реставрировать участок своими руками проще с помощью шпаклевки. В продаже встречаются составы для дерева разных оттенков. Но не факт, что по памяти получится выбрать именно самый подходящий. Поэтому целесообразнее приобрести препарат светлый, а дома, добавляя в него краску, опытным путем добиться желаемого результата. После отвердевания останется лишь отшлифовать и нанести мебельный лак.