Как нанести патину на мебель??

Сейчас в тренде не только суперсовременные дизайны, но и старая или искусственно состаренная мебель. Порой в некоторых интерьерах очень органично смотрятся предметы, которые имеют царапины, облупившуюся краску, блеклый цвет, обшарпанные края.

Притом сами гарнитуры или шкафы могут быть совершенно новыми – просто они выполнены именно в таком стиле. И помогает их сделать такими особая технология – патинирование. Что такое патина на мебели? Разберемся, прочитав этот материал.

Что такое патина на мебели

Удивительную красоту можно создать своими руками

Популярность состаренной мебели

Как ни крути, все новое – это хорошо забытое старое. Временами в моду возвращаются вещи, которые внешне похожи на используемые когда-то нашими прабабушками. Притом, несмотря на кажущуюся древность, смотрятся они очень стильно и органично. Это касается и мебели, а не только одежды или сувениров, техники или ряда других предметов. Притом не обязательно использовать именно старые вещи – в ряде случаев они могут быть и совершенно новыми, просто искусственно состаренными.

Патина и ее виды

Морилку часто используют для реставрации предметов мебели

Эффекта искусственного состаривания можно добиться при помощи ряда несложных методик. Для этого могут применяться различные химические вещества, а также механические или термические методы. Искусственное состаривание – это технология имитации под старину. Притом отделать таким образом можно не только мебель, но и двери или окна и т. д. Сейчас состаренная мебель считается достаточно престижной и красивой, она кажется очень надежной и нередко, вопреки мнению, что у человека просто нет денег на покупку новой, может считаться предметом роскоши.

Классическая белая кухня с позолотой

Таблица. Способы состаривания мебели.

Методика Описание
Химический Это самый лучший способ, позволяющий состарить мебель из дерева. Притом это самый легкий вариант, который можно реализовать в домашних условиях. Как правило, мебель просто достаточно обработать каким-то химическим веществом (например, нашатырным спиртом, если речь идет о лиственных породах древесины) и все. С хвойными фасадами придется немного повозиться. Впрочем, химический метод в любом случае связан с использованием различных химических соединений, в том числе и краски. К этой же методике относится и так называемое патинирование.
Механический Этот вариант подойдет, если хочется воплотить в жизнь эффект, который создают насекомые в процессе своей жизни. То есть таким образом обработанная мебель будет казаться изъеденной ими. Для этого нужно будет использовать шило и гвозди, и сделать с их помощью незначительные дорожки или впадины. Главное – не забыть поврежденную поверхность очистить от получившегося мусора и покрыть защитным средством.
Термический Этот вариант тоже довольно прост и заключается в выжигании ряда элементов при помощи того же паяльника или специальных приспособлений. На дереве появится его природный рисунок. Достаточно убрать щеткой образовавшийся нагар, а поверхность покрыть морилкой, и мебель превратится в настоящий раритет.

Впечатляющий дуэт кракелюра с патинированием

Уважаемый «господин комод»

На заметку! Проще всего искусственно состарить предметы, выполненные из дерева, если речь идет о работе своими руками.

Классическое состаривание акриловыми красками

Что такое патина?

Что же такое патинирование и что означает само слово «патина»? Ранее патиной называлась оксидная пленка, которая формируется на металлических изделиях и имеет определенный цвет. Так, медь она подкрашивает малахитовым или голубоватым оттенком. Латунь и бронза тоже могут похвастаться способностью формировать на себе патину. Чаще это слово знали только антиквары и коллекционеры, в обычной речи оно употреблялось редко.

Патинированная мебель в интерьере

Патина — это немного сказки в доме…

На заметку! Интересно, что наличие патины не считалось каким-то дефектом или чем-то плохим. Напротив, ее появление – это знак качества изделия, которое смогло просуществовать очень много лет и не разрушиться.

Состаренные вещи очень хорошо сочетаются с нарочито необработанными стенами

Со временем понятие «патина» стало более обширным – так стали называть любой налет, который появляется в процессе старения деревянного или металлического изделия. На данный момент патиной называют и эффект искусственного состаривания, а сам процесс придания мебели старинного вида – патинированием.

Сегодня патина — это эффект искусственного состаривания

Так что можно выделить три вида патины:

  • натуральная или естественная, которая появляется сама по себе спустя какое-то время на металлических изделиях. Причина – контакт предмета с воздухом, происходит всего лишь процесс окисления;
  • искусственная, которая формируется также по причине реакции окисления, но появляется благодаря воздействию на предметы специальными веществами;
  • декоративная, которая позволяет очень быстро состарить предмет и придать ему особый шарм. Именно об этом варианте и пойдет речь в данном материале.

Металлические старые предметы — частый дизайнерский нюанс в стилях с патиной

Обаяние деревенского стиля

Патинирование

Сейчас патинирование активно применяется при производстве и реставрации мебели, притом состарить можно как натуральную древесину, так и более распространенные панели МДФ. Мебель с патиной может выглядеть очень богато, но не быть на самом деле дорогостоящей. Глядя на такие предметы интерьера, многие думают, что видят перед собой старинный гарнитур, который служил какому-нибудь знатному роду на протяжении долгих лет. А на самом деле эти шкафы только вчера были изготовлены на фабрике.

Мебель с патиной может выглядеть очень богато

На заметку! Отличить искусственно состаренную мебель от той, которая постарела сама по себе, просто. Достаточно посмотреть внутреннюю сторону гарнитура. У искусственно состаренных предметов патинирование выполняется только снаружи.

Сливочно-карамельная гамма с яркими вкраплениями

Вариант с патинированной мебелью подойдет тем, кто очень любит старину, но не может позволить себе потратить баснословные деньги на хорошую и качественную старинную мебель. Чаще всего вариант с патинированием используется для оформления комнат в стиле прованс.

Главная роль здесь у зеркала, но обратите внимание на потрясающий тройной столик

Кстати, некоторые владельцы новой мебели могут и сами состарить предметы интерьера, проведя патинирование самостоятельно в домашних условиях. Технология эта не сложна, но трудозатратна, но при желании сделать можно все своими руками.

Патина в скандинавском стиле

Технология патинирования заключается в нанесении на мебельный фасад акриловой или иной краски и последующей затирки. После чего достаточно покрыть мебель особым составом (лак), чтобы она приобрела матовый блеск и оставалась защищенной от внешних воздействий.

Глядя на это аутентичное бюро — неясно, естественно или искусственно оно состарено

На заметку! Техника патинирования часто применяется для декорирования комодов, подлокотников мягкой мебели, дверей шкафов и кухонных гарнитуров, табуретов. Словом, всего, где есть деревянные элементы.

Будуарная ванная в загородном доме

Примеры в интерьере

Как показывает практика, лучше всего выглядит патинированная мебель, имеющая выступы или углубления в своей структуре с внешней стороны. То есть фасады с молдингами или рамками в состаренном виде выглядят более органично, чем гладкие.

Чтобы эффект получился более заметным, глубоким и ярким, сочетайте глухие дверцы шкафов со стеклянными (раскладку лучше подобрать в цвет декора), решетчатыми. Уместны украшения в виде декоративных планок или балясин, резных плинтусов под потолком, витражной росписи, открытых полок с «балкончиками», характерными для классических стилей.

В прованской кухне патинирование другое — не контурное, как в классике или барокко, а глухое. То есть выделяются не отдельные детали, выступы, выемки, а весь фасад: уместен эффект кракелюра, покрытие сухой кистью.

На фото теплая бежевая кухня

Купить состаренную мебель — значит обязать себя создать для нее особую атмосферу. Подберите соответствующие отделочные материалы для стен, пола, фартука, потолка. Добавьте подходящие украшения, включая светильники, текстиль. Помните главное — патина выглядит роскошно, значит нельзя перебить ее чем-то дешевым и некачественным.

Виды патины

Искусственно созданная патина появляется во много раз быстрее, чем формируется природная. Объясняется это все быстрым протеканием химических реакций, которые получаются в результате воздействия определенных химических веществ на поверхность предмета. Сымитировать таким образом можно различные оттенки – от золотистого до черного, а порой и вовсе получается создать уникальное неприродное сочетание цвета.

Патинирование мебели

Сейчас существует 4 основных вида патины. Рассмотрим их подробнее.

Таблица. Виды патины.

Вид Описание
Жидкая Такой патины можно добиться, используя специальный лак, который носит название «патинирующий». Он придает изделию желтоватый оттенок. Как правило, его используют художники, желающие придать своему полотну немного состаренности. При работе с деревом такой лак применяется на этапе завершения работ.
Густая Составы, которые используются в этом случае, имеют консистенцию пасты, обычно – двухкомпонентной. Часто продаются в наборе с финишной патиной и базой. Можно добиться эффектов золочения, появления ржавчины и т. д. Очень распространенный вид.
На водной основе Это нечто сродни краски, которая наносится различными способами на поверхность изделия. Подходит для многих материалов, в том числе дерева и металла, также используется для состаривания керамики. Работы нужно успеть выполнить, пока патина не засохла. Как правило, производится только 4 варианта цвета – черный, белый, ржавый и зеленый.
Фацетный лак Это вещество при высыхании способно красиво растрескиваться, достигается эффект кракелюра. Чем больше слоев лака нанесено на изделие, тем больше трещин на нем образуется. Цветовая гамма лака очень богатая.

Искусственно состаренная мебель в стиле прованс

Дополнительная обработка

Большую декоративность дереву, состаренному путем создания патины, придают дополнительные трещинки, называемые у реставраторов кракелюрами. Для использования техники «кракле», поверх слоя патинировочного лака дополнительно наносят кракелюровочный лак, имеющий свойство растрескиваться. Для того, чтобы визуализировать образовавшиеся трещинки, их затирают специальным контрастным составом.

На заметку!

На заключительном этапе изделие тщательно протирают влажным тампоном, просушивают и дополнительно обрабатывают лаком, который дополнительно защитит образовавшиеся трещинки от разрушения.

Что нужно для патинирования?

Освоив методику патинирования, можно, уложившись в несколько часов, красиво и гармонично состарить мебель. Притом она будет смотреться действительно выигрышно, если стиль интерьера к ней подходит. Обычно в домашних условиях используются краски, но также понадобятся кисти, грунтовка, лак, наждачная бумага или специальная губка для шлифовки. Как правило, все, что необходимо, можно купить в отделах канцелярии и частично в хозяйственных магазинах.

Кровать для титулованной особы

Красок лучше всего взять два вида, для нижнего слоя и для верхнего. Нижний слой может быть любым, а верхний лучше сделать под металл (идеальные варианты – золото или бронза).

Совет! Прежде чем приниматься патинировать мебель, рекомендуется потренироваться на каком-то ненужном предмете интерьера. Несмотря на то, что технология проста, все равно нужно иметь кое-какие навыки, чтобы все получилось так, как нужно. Например, можно попробовать запатинировать шкатулку из дерева или обычную доску.

Вначале лучше потренироваться на каких-то ненужных предметах

Важно понимать, что не стоит наносить слишком много краски, иначе можно испортить текстуру дерева и оно будет казаться просто испачканным. Наносить окрашивающий состав нужно на ровные поверхности, которые не имеют особых выступов. Также не стоит наносить ее там, где происходит постоянный контакт с поверхностями (например, на ручках мебели) – краска все равно не удержится.

Сундук из дерева своими руками

В нашей новой статье мы рассматривает лучшие варианты изготовления сундуков своими руками. Идеи, пошаговые инструкции и советы — все это можно найти в этой статье!

Как происходит патинирование?

Посмотрим, как же своими руками запатинировать обычный мебельный ящик, создав на нем эффект потертостей.

Шаг 1. Первым делом ящик нужно отшлифовать при помощи наждачной бумаги. Эта процедура позволит избавиться от неровностей и шероховатостей. После того как ящик был обработан наждачкой, пыль с него нужно смахнуть тряпочкой.

Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой

Шаг 2. Далее места, которые должны будут по итогу казаться потертыми, нужно обработать обычным воском от свечи. Это могут быть боковые части ящика, а также некоторые места на его ровной поверхности. Предварительно обрабатываемую поверхность можно покрыть и грунтом по дереву. Если используется грунт, то наносить его нужно тонким слоем.

Нужные места обрабатываются воском от свечи

Шаг 3. Затем ящик требуется покрыть краской основного цвета. В этом случае используется акриловая белая краска. Ее нужно наносить аккуратно при помощи кисти на всю поверхность ящика. Такая краска быстро сохнет, и ее высыхания нужно дождаться обязательно, прежде чем проводить дальнейшие работы.

Нанесение белой акриловой краски

Шаг 4. Далее ящик нужно снова обработать наждачной бумагой. Процедура позволит избавиться от части краски, поэтому шлифовать поверхность нужно в тех местах, где краску и нужно убрать. Легко она снимается в области тех мест, которые были обработаны воском. Работать нужно вдоль волокна дерева.

Повторная обработка наждачной бумагой

Шлифуются только те места, где нужно убрать краску

Важно! Не нужно брать слишком грубую бумагу. Иначе есть риск испортить поверхность ящика.

Шаг 5. Далее мебели нужно придать эффект припачканности. Он создается в области уголков ящика. И вот для этого будет использоваться состав, который так и называется – патина. В данном случае лучше взять на водной основе. Небольшое ее количество нужно нанести на палитру или любую пластиковую поверхность, которую не жалко запачкать.

Берется небольшое количество патины

Шаг 6. Наносить патину лучше всего кусочком губки. Требуется слегка смочить губку патинирующим составом и аккуратными мягкими движениями наносить этот состав на поверхность мебели.

Губка смочена патинирующим составом

Аккуратно наносится патина

Шаг 7. Далее после высыхания всех составов нужно покрыть поверхность ящика лаком, лучше – не глянцевым, а матовым. Работы окончены. Остается только высушить поверхность ящика, прикрутить к нему фурнитуру и можно им пользоваться.

Нанесение лака

Так будет выглядеть готовый состаренный ящик

Кстати, патину можно наносить в два слоя. Тогда цвета получатся более насыщенными. Но и усердствовать не стоит, иначе мебель будет выглядеть неестественно.

Видео – Патинирование фасада мебели

Обработка поверхностей

Для патинирования больших по площади деревянных поверхностей – дверных створок, мебельных фасадов, стеновых панелей можно использовать несколько иную технологию старения. Подготовительные операции аналогичны выше рассмотренным, а грунтование поверхности следует проводить специальным грунтом на основе полиуретана или акрила.

После высыхания грунтовки наносят один тонкий слой краски для патинирования. Полностью просохшую окрашенную поверхность шлифуют металлизированной губкой – скотч – брайтом.

Далее поверхность протирают и вскрывают бесцветным полиуретановым, акриловым или нитролаком. Оттенок лака зависит от естественного цвета обкатываемой древесины. Для поверхностей из ореха, березы и липы применяют светлые, желтоватые лаки, для дуба, ольхи дерева венге используют более темные лаки.

Использование мебели «с прошлым» всегда было одним из популярных приемов дизайна. Вопрос, что такое патина на мебели, начинает интересовать тех, кто хочет обновить интерьер, не затрачивая значительных средств. Так же рассуждала и я, когда задумала состарить мебельные фасады на кухне, чтобы освежить обстановку, сделать помещение более уютным.

Как нанести патину на мебель?Что называют патинированием

Изначально под патиной понимался результат естественного старения различных материалов. Уже два-три столетия назад в обстановке дворцов и зажиточных домов присутствовала мебель, металлические подсвечники, статуи и картины покрытые характерным налетом. Никто не стремился избавляться от патины, ведь она придавала вещам антикварный (а, значит, ценный) вид, служила для них дополнительной защитой и сообщала интерьеру изысканный, декоративный вид.

Природная патина на дереве – это результат старения лакового покрытия, на бронзе, меди или латуни – результат коррозии металла. И, если в современных условиях патина довольно быстро (за несколько лет) может образоваться на медном кровельном листе, то появления ее на мебели придется ждать гораздо дольше.

Разобравшись в причинах появления патины на мебели, и поняв, что это такое, мастера-краснодеревщики разработали приемы искусственного состаривания (патинирования) мебели, основное преимущество которого было в быстром результате.

Для того чтобы сымитировать естественные изменения на поверхности мебели, используют патинирующие составы в сочетании с различными приемами обработки. В современных условиях патинирование получило широкое распространение. Популярность приема объясняется минимальными затратами и возможностью выполнить процедуру самостоятельно.

Состаренная мебель: приемы изготовления

На практике о нанесении патины чаще всего задумываются, когда мебель состарилась настолько, что утратила былую привлекательность. Если внешний вид шкафа перестал вам нравиться, но сама вещь сохранила функционал, осталась крепкой, ее легко освежить.

Надо понимать, что такое изменение формирует интерьер в строго определенной стилистике (например, прованс или ретро-стиль). Если вы не поклонник эклектики, то в обстановку придется внести некоторые, пусть небольшие, изменения (например, поменять шторы).

Чтобы получить эффект искусственного состаривания, используют три приема:

  • Химический (к нему относится патинирование). Метод позволяет получить наилучший по степени имитации результат, причем он наиболее доступен для реализации в домашних условиях. Методика основана на обработке деревянной поверхности химическими препаратами (сюда входит и окрашивание).
  • Механический (браширование). Используется в комбинации с первым методом. Поверхность зачищают металлической щеткой, наждачной бумагой или болгаркой. Технология позволяет проявить текстуру дерева, создать рельеф, имитирующий потертости.
  • Термический. При термическом состаривании применяют обжиг открытым огнем (например, паяльной лампой). Под действием огня деревянная структура выгорает прерывисто, образуя нужный эффект. Затем поверхность обрабатывают наждачкой, покрывают прозрачным или матовым лаком.

Разновидности патины

Существует несколько базовых способов, как сделать патину, применяемых в мебельном производстве. Многие из этих технологий доступны для воспроизведения в домашних условиях, наиболее простым вариантом является патинирование.

На мебель (массив или ламинированный МДФ) наносят грунтовку для того, чтобы выровнять поверхность и усилить адгезию патинирующей смеси. Затем наносят слой патины, который шлифуют наждачной бумагой или металлической губкой. Эффект старения зависит от тщательности шлифовки.

Более сложной является техника патинирования золотом (серебром, бронзой), так как она требует нанесения дополнительных слоев. Метод используется для любой мебели, но имеет следующие ограничения:

  • Техника патинирования золотом годится для фасадов с рельефным декором. После нанесения патины выпуклые узоры приобретают особый шарм.
  • Подходит только для матовой мебели. Глянцевые фасады будут бликовать и сведут на нет эффект позолоты; гарнитур будет выглядеть не изысканно, а просто.

Как нанести патину на мебель?Патинирование с кракелюром – более сложная технология, совмещающая налет старины с трещинами в лакокрасочном покрытии. Эффект создается в два приема. Сначала наносят несколько слоев фацетного (разновидность кракелюрного) лака, причем каждый последующий слой наносят, не дожидаясь полной просушки предыдущего.

Разновидности патинирующих составов

В продаже встречаются следующие смеси для патинирования:

  • Шеллачный лак. Состав природного происхождения на водно-спиртовой основе. Лак применяется для финишной обработки поверхностей, его удобно наносить губкой или кисточкой (на маленькие детали). В зависимости от количества слоев итоговый цвет будет иметь разную насыщенность, от золотистого до насыщенно-красного тона.
  • Акриловая патина. Такая имитация считается декоративной. Используется обычная акриловая краска любого цвета, включая оттенки, не свойственные природным материалам (черный, белый, синий). Краска патина для дерева наносится на изделие, затирается и остается в узорах или в уголках.Как нанести патину на мебель?
  • Битумная патина. Готовый вариант для тех, кто не хочет заниматься приготовлением смеси. Небольшое количество состава наносят на декор и растирают тряпочкой; поверхность приобретает темный оттенок, достигается эффект долгого использования предмета. Результат можно закрепить слоем шеллачного лака.
  • Восковая патина. Состав на основе водорастворимого воска высыхает медленно, потому удобен для растирания по поверхности в домашних условиях. Его можно наносить на рельефный декор, например, на барельеф или имитацию резьбы по дереву, изготовленную из акриловой пасты. Восковая патина помогает проявить структуру древесины.
  • Масляная патина. Универсальное средство для патинирования, по свойствам напоминает восковую разновидность. Состав имеет густую консистенцию и медленно высыхает, что удобно для работы на вертикальных поверхностях. Масляная патина оптимально выявляет и подчеркивает рельеф поверхности.

Патина на металлической поверхности

В современной гостиной или кухне металлические вещи встречаются редко; обычно это предметы декора: подсвечники, подставки, люстры. Многим хозяевам не нравится яркий блеск и современный вид таких изделий, но ждать, пока они приобретут благородный вид естественным путем, слишком долго. Поэтому для состаривания металлических поверхностей задействуют химические составы.

В современных интерьерах чаще всего присутствуют изделия из бронзы, меди или железа (в интерьере лофт). Патина на медных вещах может иметь разный цвет: коричневый (соли аммония), красный (хлорные соли), черный (сульфит или оксид меди), зеленый или голубой (хлорид, ацетат меди). Для меди все виды пленок относительно безопасны.

На бронзовые вещи зеленая и голубая патина действуют разрушающе. Безопасным декором для бронзы станет пленка черного цвета, полученная в результате воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

Патинирование в домашних условиях

Патину наносят на мебель любого оттенка. Технология нанесения патины на дерево включает несколько этапов; различия могут быть лишь в количестве слоев каски или лака. Патинирование состоит из следующих действий:

  • Поверхность очищают и обезжиривают, затем обрабатывают металлической губкой или щеткой, чтобы удалить мягкие волокна (браширование).
  • На мебель наносят грунтовку и шлифуют поверхность. Для светлой древесины чаще выбирают белый грунт, если нужен контраст, берут прозрачную грунтовку.
  • Наносят слой лака, дожидаются высыхания.
  • Наносят краску патину, слегка просушивают, излишки удаляют (патинирующий состав остается в рельефе и в структуре дерева).
  • Наносят более темную патину, излишки убирают, добиваясь нужного контраста между темными и светлыми волокнами.
  • Результат закрепляют двумя слоями прозрачного лака.

На мебели создают эффект патины, чтобы придает ей более изысканный вид «предмета с историей». Технология отличается минимальными затратами и несложными операциями, потому распространена в домашнем исполнении.

Для того чтобы облагородить комод, шкаф или кухонный гарнитур, проще всего использовать готовые патинирующие составы, который можно найти в строительном магазине. Технология включает подготовку поверхности с обработкой металлической щеткой. Краска патина наносится одним или несколькими слоями, в зависимости от требуемого эффекта; результат лакируют.

Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.

Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.

Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.

Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.

Патина

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 — естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 — искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.

Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава — бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий — климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем — зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.

На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.

После восстановления копаных монет и т.п. хочется наложить искусственную патину. Вот несколько рецептов:

Патинирование серебра:
Варим в крутую пару куриных яиц.На горячую чистим их от скорлупы.Ставим на середину чайного блюдца серебряную монету на ребро.По бокам приставляем яйца(чищенные),накрываем все это стаканом,или банкой,и через стекло наблюдаем,как чудесным образом меняется цвет серебра.Вынимаем при желаемом цвете.Спектр от золотистого, до иссиня черного.

Краски

Чтобы добиться эффекта патины можно воспользоваться обыкновенными отделочными красками в различных цветовых сочетаниях друг с другом. В магазинах для художников вы без труда сможете найти акриловые краски различных цветов, степени укрывистости, и в различной расфасовке. Стоит обратить внимание на серии красок, содержащие металлический оттенок.
Сначала на декорируемый предмет наносится основной цвет — это базовый слой в процессе патинирования. После того, как базовой слой нанесен, ему необходимо дать время просохнуть. Затем полусухой кистью с золотой или иной, подходящей случаю, краской (серебро, патина, медь и др.) прорабатываются важные участки и выступающие детали для достижения эффекта патины. Такая работа требует определенного творческого подхода, а результат непременно принесет удовлетворение, так как ошибиться в этом процессе крайне сложно.

Лаки

Состарить предмет декора можно при помощи специальных патинирующих лаков. Обычно такие лаки входят в двухкомпонентную систему создания эффекта Кракле. Но в отличие от второго компонента (кракелюрного лака), могут использоваться и самостоятельно.
Патинирующий лак — это прозрачный жирный лак янтарного цвета с фиолетово-бордовым оттенком. Он придает работе темный золотистый оттенок и создает прочную толстую и гладкую пленку, хорошо защищая от механического и атмосферного воздействия.
Чтобы добавить работе эффект старинного растрескивания лакового слоя, можно воспользоваться вторым компонентом — кракелюрным лаком той же марки и серии.
После затирки трещинок контрастным составом готовую работу покрывают новым слоем патинирующего лака. Это защитит хрупкие трещинки и придаст работе законченный вид.

Специальные составы

На современном рынке представлены специальные составы для имитации эффекта старины. Они продаются под общей серией «Патина» и могут носить названия: «Патина gold», «Патина bitum», «Патина verde green», «Металлическая краска под патину» различных цветов и проч.
Эти составы позволяют в считанные минуты воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или ржавую патину.
Назначение и способы использования материалов для патинирования сильно отличаются друг от друга. Перед их применением обязательно нужно свериться с инструкцией по применению и использовать составы одной марки и серии.
Специальные составы для патинирования с равным успехом подходят для таких поверхностей, как дерево, металл, гипс и проч.

Патинирование монет

Патинирование монет является необходимым атрибутом нумизматики, так как любой нумизмат обращает особое внимание на патину монеты – искусственная или натуральная, либо же ее совсем нет. Вообще, монету лучше не доводить до такого состояния, при котором приходится наводить ей искусственную патину. Однако в некоторых случаях монета может быть почищена только с удалением всех загрязнений и налетов, в том числе и патины. Именно в таких случаях и приходится прибегать к патинированию. Я опишу те методы, которые использую сам, да и большинство нумизматов использует подобное.

Патинирование меди. Тут есть два хороших способа. Первый способ – берете пять грамм простого марганца и двадцать грамм медного купороса. Смешиваете их в воде и доводите воду до температуры 90 градусов и отпускаете туда монеты. Сколько продержать там монетки зависит от вашего желания и принимаемого окраса. В среднем за 10 минут монета принимает красивый коричневый цвет. Хотя иногда времени требуется гораздо больше, а цвет может варьировать от красноватого до темно-коричневого. видео патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом

Другой способ тоже хорош. Для него нужна серная мазь (продается в аптеке). Покрываете испорченную до розового цвета монету тонким равномерным слоем мази и откладываете ее буквально на пять минут. После этого мазь смываете и смотрите на цвет. Как правило, за это время монета станет темно-коричневой, а скорее всего черной. Очень тщательно вычистите ее от остатков серной мази и дайте ей просохнуть. После этого тряпочкой, смоченной в вазелине аккуратно протирайте ее до тех пор, пока она не станет коричневой (а она обязательно станет). Хотя, если вам нравится черный цвет, то можно обойтись и без этого.

Патинирование советских монет 1, 2, 3, 5 копеек. Лично я стараюсь подобные монеты просто мыть в мыле и все, не снимая никакую патину или налет. Однако, можно попытаться и запатинировать. Тут есть парочка способов. Эта же серная мазь, но патина получается очень неравномерной и частенько некрасивой. Хозяйственное мыло – патина походит на натуральную, но процесс долог. Вам нужно просто держать монету во влажном хозяйственном мыле, периодически переворачивая монету. Патинирование солнцем. Хрен его знает почему, но если монету продержать пять месяцев под открытым солнцем, ветром и дождем, то почищенная до блеска она принимает очень натуральный вид. Патина садится на нее идеально, делая ее слегка тусклой и немного с коричнева.

Серная печень
Применяется на: Медь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Не действует на нейзильбер.

Цвета: На меди и серебре — разброс оттенков от пурпурного/голубого (трудно получить) до коричнево-серого, серого, черного. На латуни и бронзе — только нежно-золотистый. Патина представляет собой очень тонкий слой сульфида и подходит для обработки текстурированных поверхностей. Поскольку раствор по-разному действует на латунь и бронзу по сравнению с медью и серебром, его можно использовать для пятнистого (контрастного) окрашивания сплавов серебра с латунью или меди с латунью.

Инструкции:
В 2-4 кружки горячей воды добавьте кусочек серной печени размером с горошину. Растворите полностью, проверьте и откорректируйте крепость раствора. Она будет зависеть от того, старый или новый химикат вы используете и от того, какой цвет вы хотите получить. Убедитесь, что металл, который вы собираетесь окрасить, абсолютно чистый, и на нем нет следов жира. Наденьте перчатки и возьмите изделие за края или подвесьте его на проволоке и погрузите в теплый раствор до достижения необходимого цвета. Темный цвет лучше всего получать постепенно, чередуя погружение в раствор и споласкивание теплой проточной водой. Если поверхность окрашивается слегка неравномерно, попробуйте легко потереть ее, промыть и опять погрузить в раствор. Это срабатывает особенно на текстурированных металлических поверхностях. На небольшие участки раствор можно нанести кисточкой. Но будьте осторожны, когда начнете его смывать, следите, чтобы не появились подтеки.

Для окрашивания латуни и бронзы используйте очень-очень-очень слабый раствор и повторите процесс, как описано выше. Результатом будет легкое окрашивание. Если изменения цвета не происходит, продолжайте разбавлять раствор теплой водой. Как бы нелогично это не звучало, но это часто срабатывает.

Примечания: Если раствор слишком крепок, цвет изменится почти мгновенно, и на поверхности образуется слой, который•легко сотрется и оставит после себя неровную поверхность. Если металл был плохо очищен, возможно, пятнистое окрашивание.

Я предпочитаю пользоваться кусковой серной печенью, а не концентрированными растворами. Но это мое личное предпочтение. И в том и в другом виде серная печень после распечатывания быстро разлагается и должна все время храниться в сухом темном месте. Приготовленный раствор годен в течение очень короткого времени, поэтому лучше всего избавиться от него, если только вы не собираетесь использовать его в ближайшие день- два. Храните в светонепроницаемом контейнере в темном месте. Если вы заметите на поверхности куска серной печени белую порошкообразную корку, это значит, что химикат старый и теряет свою эффективност. Используйте большее количество такого химиката для приготовления раствора.

Родственные химикаты, например, сернистый барий и сульфид аммония, работают по тому же принципу, но обработанные поверхности будут иметь другие оттенки.

Патинирование в парах нашатырного спирта

Применяется на: Лучше всего подходит медь, также окрашиваются латунь и бронза
Цвета: Темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый ярко-голубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе)

Инструкции: Закрепите проволоку в пластиковом контейнере с крышкой, который по размеру лишь немного больше окрашиваемого предмета. Это можно сделать, просверлив маленькие отверстия недалеко от его верхнего края и пропустив через них толстую проволоку.
Подвесьте на проволоку окрашиваемый предмет так, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна иметь шершавую текстуру (чем грубее, тем лучше). Налейте маленькую лужицу немыльного бытового аммиака на дно контейнера и плотно закройте крышку. Пары нашатырного спирта сами окрасят медь в темно-оливковый цвет. Получить вкрапления ярко- и темно- голубого цвета можно, намочив поверхность изделия и посыпав ее солью перед окрашиванием. Через пару часов проверьте, как идет процесс, сполосните и вновь «посолите». Окончательную обработку проводите одним аммиаком, если необходимо получить более темный фон. Промойте, высушите полностью и покройте воском.

Если предмет, который надо окрасить, невозможно подвесить, положите его на какую-нибудь подставку, чтобы он не лежал в луже нашатырного спирта (хорошо подойдет для этого перевернутая пластиковая крышка) или поместите нашатырный спирт в какую-нибудь низкую емкость.

Примечания: Настоящий ярко-голубой цвет станет виден только после окончательной просушки изделия. Поэтому, чтобы проверить, какой цвет получается, может потребоваться высушить изделие перед тем, как вернуть его обратно в контейнер.
Результаты применения этого вида патины во многом зависят от времени обработки и способа нанесения соли и могут быть различными. Можно добиться действительно прекрасного результата, который оправдает потраченное вами время.

Патинирование в опилках

Применяется на: Латунь или медь. Также легкий оттенок можно получить на бронзе и никеле, каждый из них окрашивается по-своему.

Цвета: Крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный — на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный — на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди.
Примечание: Здесь приводится лишь один из многочисленных растворов, которые можно применять с опилками.

Инструкции: 16 грамм хлористого аммония (не обязательно) 16 грамм поваренной соли 300 мл немыльного бытового нашатырного спирта (удвойте количество при окрашивании меди) 700 мл воды
Смешайте все ингредиенты до полного растворения. В герметично закрытой емкости в темном прохладном месте раствор может храниться сколь угодно долго.

Раствор можно использовать не только с опилками, но и со многими другими носителями. Я могу предложить сухую листву, измельченную траву и наполнитель для кошачьего туалета. Стоит попытаться использовать все, что способно удерживать влагу и не растворится во время патинирования. Результаты могут быть очень различными и удивительно непредсказуемыми, поэтому потратьте немного времени на эксперименты. Пользуясь опилками, помните, что именно степень их грубости определяет рисунок полученной патины. Не пользуйтесь опилками от клееной фанеры или прессованного картона, содержащийся в них клей может повлиять на окрашивание.

Обработайте опилки раствором так, чтобы они были влажными, но не сырыми. Поместите их в воздухонепроницаемый пластиковый контейнер и полностью погрузите в них изделие, подлежащее окрашиванию. Несколько кусочков того же металла, который вы окрашиваете, положите туда же, но неглубоко, чтобы вы могли с их помощью контролировать ход процесса, не тревожа само изделие. Как правило, чем мельче опилки, тем меньше хочется тревожить изделие во время окрашивания.
Время окрашивания сильно различается в зависимости от того, какой металл и с помощью какого носителя окрашивается. Для латуни нужно от 12 до 24 часов (чем мельче опилки, тем дольше). Медь окрашивается быстрее, обычно бывает достаточно от 4 до 6 часов, но можно оставить изделие и на более долгий срок.
Мелко нарезанная трава или листья не так хорошо абсорбируют влагу, как опилки. Поэтому для окрашивания с их помощью требуется больше раствора. Чтобы обеспечить запас влажности в глубине контейнера, подготовьте большое количество такого носителя. Поместите изделие ближе к поверхности. Так оно лучше окрасится и его будет удобнее проверять и переворачивать каждый час, чтобы окрашивание было более равномерным.

Когда окрашивание закончится, промойте и оставьте для просушки на ночь. Окончательную доработку проводите воском или матовым акриловым спреем. Раствор, смешанный с опилками, годен лишь в течение нескольких дней. Лучше всего каждый раз готовить свежую смесь.

Примечания: Это очень «гибкий» способ патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать, добавляя разное количество нашатырного спирта или соли и оставляя изделие в опилках на разное время. Если опилки увлажнены недостаточно, то окрашивание будет слабым. Если опилки слишком сырые, крапчатой окраски не получится, и поверхность металла просто стравится. И помните: материалы с более мелкой текстурой нельзя тревожить, тогда как изделие, погруженное в более грубые материалы, такие как листья, требуется чаще поворачивать для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!

Патинирование латуни

Коричневый и черный цвета.

Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г серноватистонатриевой соли, которую чаще называют тио-сульфитом натрия, или гипосульфитом. В быту гипосульфит известен как фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. Правда, водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.

Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее.

Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.

Оливковый, коричневый и черный цвета

Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой.

Он приобретет густой темно-синий цвет. Латунный предмет, монета в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует — пленка и без того имеет красивый металлический блеск.

Оранжево-красный цвет
В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). монета в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.

Серый и черный цвета
Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени.
Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и л поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало в старину название «печень» — от слова «печь», «спекать».)
Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя — оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10—20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

Патинирование меди

Черный и серый цвета
Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2—3 г серной печени и 2—3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.

Красно-коричневый цвет
Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.
источник

Варианты патинирования
Вариант 1
Рассматриваются только монеты чеканенные не технологией «пруф». На золото — платину — палладий — никак . Это и не требуется. На железо — цинк — алюминий — не стоит . Сама ляжет. На никель — не сталкивался с необходимостью. На медь и бронзу. Берётся сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень , мажется монета и оттирается до требуемого оттенка патины. Только на медь. Горячий раствор марганцовки и медного купороса (пропорцию не помню) и опускается в раствор монета. На серебро. В принципе так же как на медь и бронзу (сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень). Можно закопать в цветочный горшок , предварительно удобрив грунт . Как вариант — опустить просто в кучу навоза . Не пробовал , но говорят что через полгода ложится потрясающая патина.

Вариант 2
После очистки медных монет можно создать на них искусственную патину, поместив в раствор 50 г медного купороса и 5 г марганцовокислого калия на 1 литр воды, нагрев его до температуры 70-80 С и продержав там до получения нужного цвета.
Из книги «химия в реставрации в этом случае получается золотистокоричневая патина с малиновой побежалостью и умеренным блеском

Вариант 3
Медь можно серной мазью обработать, так вроде её не продают, но в аптеках на заказ делают
Серная мазь наносится небольшой порцией на тонкую резиновую перчатку (на два пальца), а затем на монету. Внимание процедура втирания мази на монету осуществляется под водой (использовалась маленькая ванночка позволяющая погрузить полностью монету и оставляющая свободу для рук).

Монета аккуратно трется между пальцами до того момента, пока не скроются все блестящие участки (не забудьте про гурт). Затем под струей проточной, теплой воды смываете излишки мази с монеты и монета протирается салфеткой и сушится. Обычно на этом этапе я и останавливался, но результат меня не всегда устраивал. Вчера я пошел дальше.
Оставляем монету минут на сорок. Затем мягкой салфеткой полируем поверхность(если в процессе полировки появляются светлые участки не страшно — самое интересное впереди).

Теперь моем монету с мылом и мягкой зубной щеткой (не переусердствуйте).
Вся чернота сходит и остается приятная светло-коричневая патина (которая не оставляет следов на пальцах). Сушим монету.

Рецепты растворов:

Светлокоричневая патина. гл
дихромат натрия — 124
азотная кислота (плотность 1.40 грсм3) — 15,5
соляная кислота (1,192)- 4,65
сульфид аммония 18% раствор — 3-5
наносят кистью сразу после приготовления, через 4-5 часов смыть и повторить после просыхания 2 раза, полировать сухой ветошью.

От темнокоричневой до теплочерной патины гл
персульфат аммония — 9,35
едкий натр — 50,0
на 5-25 мин в ванну с раствором, нагретым до 90 -95 градусов. промыть, осушить, повторить 2-3 раза

От оливкового до коричневого цвета
бертолетова соль — 50*70
нитрат меди — 40*50
хлорид аммония — 80*100
на 10-15 мин в ванну с подогретым раствором до 60-70 градусов.
получаемые пленки обладают механической прочностью и стойкостью к коррозии

Коричневочерная патина
молибдат аммония — 10
аммиак 25% водный раствор — 7
раствор должен быть подогрет до 60 — 70 градусов

Устойчивая патина золотистого цвета
сульфид меди — 0,6
едкий натр — 180
молочный сахар — 180
раствор щелочи и лактозы готовят отдельно и только потом сливают

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 0 голосов

Рейтинг статьи

Просмотров: 3998